Театральная компания ЗМ

Пресса

1 февраля 2016

Лови момент

Майя Крылова | Интернет-издание Teatral-online.ru

Какие оперы нельзя пропустить на «Золотой маске»


Оперой «Пиковая дама» 4 февраля открывается национальный театральный фестиваль «Золотая маска»-2016. К сожалению, в этом году не все номинированные спектакли из регионов приедут в столицу. «Театрал» составил обзор опер, которые в рамках фестиваля можно увидеть в Москве.

На «Золотую маску» выдвинуты две версии оперы Чайковского – из Самары и Петербурга, но спектакль Мариинского театра в Москве не покажут. Постановщик самарского варианта Михаил Панджавидзе считает, что «такие сакральные вещи, как «Борис Годунов» или «Пиковая дама», должны быть поставлены максимально аутентично». Поэтому на сцене не возникнет «переодеваний» в другое время, зато будет атмосфера старого Петербурга конца восемнадцатого века. В призрачной условности города страдает неврастенический герой – влюбленный в женщину и в карточную удачу Герман, которого прекрасно исполняет московский певец Михаил Губский.

Где: на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Когда: 4 февраля


Герои оперы Моцарта поют в лабиринте из пластмассовых манекенов, хаотично расставленных на сцене. Испанский режиссер Валентина Карраско видит в Дон Жуане социальный моторчик, без которого все пресно. Наказали героя за «разврат» – и что? Торжествуют скучные правила, все окрашивается в серый цвет будней, мотивы праздника исчезли. Чтобы его вернуть, в финале на сцену выходят участники спектакля с огромной растяжкой, на которой сияет надпись Viva la Liberta – слова из моцартовского хора. О счастье быть свободным и о многом другом поведает аутентичный оркестр Пермского оперного театра во главе с неистовым Теодором Курентзисом. Кроме «живого» исполнения, «Маска» предлагает трансляцию спектакля.

Где: на сцене театра «Новая опера»

Когда: 12 февраля.

Спектакль, получивший семь номинаций на «Маску». Чистокровная комедия на музыку Моцарта. Детище драматического режиссера Евгения Писарева. В его версии композитор весело подмигивает потомкам из двадцатого века, которые поглощены любовным флиртом разного вида и тяжести. Безумный день в особняке графа Альмавивы случается лет шестьдесят назад, в эпоху использованных в действии пишущих машинок. На сцене катается красный кабриолет, особняк графа раскрашен в цвета живописи Пита Мондриана, а роскошные костюмы можно разглядывать в мельчайших деталях. В общем, вас ждет веселая и нарядная сказка о любви и жизни как празднике.

Где: Большой театр

Когда: 25 февраля

Уникальный во многих отношениях спектакль. Название означает «упорство в истине». Либретто, основанное на текстах «Бхагаватгиты». История жизни великого миротворца Ганди, рассказанная и спетая на санскрите (конечно, с русскими титрами). Кстати, исполнитель партии Ганди Владимир Чеберяк похож на своего прототипа. На сцене появится и духовный учитель Ганди – Лев Толстой. Это первое в России оперное сочинение Филипа Гласса. И первый у нас опыт постановки минималисткой оперы. После спектакля никто не остается равнодушным, обсуждая медитативный транс музыки и жизненный подвиг великого индийского философа и политика.

Где: на сцене Большого театра

Когда: 15 марта

Пафосная партитура Чайковского о героине Столетней войны ставится гораздо реже, чем другие оперы Петра Ильича. В подвиг Орлеанской девы вгляделась молодой режиссер Екатерина Василева Она решила рассказать не столько о легендарной средневековой героине, сколько о человеке: решительной, но в глубине души нежной женщине. Челябинский спектакль задействует деревянный реквизит, игру масштабами и мультимедиа, создающие эффект присутствия при исторических событиях. Певица Анастасия Лепешинская в партии рыжеволосой Жанны станет открытием для столичных меломанов.

Где: на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Когда: 30 марта


Оба спектакля поставлены Александром Тителем и исследуют анатомию человеческого зла. Только в «Медее» зло частное, а в «Хованщине» – общественное. Страшная история мести брошенной жены и детоубийцы на музыку Керубини происходит не в античности, а в двадцатом веке, на берегу моря, среди мрачных волнорезов-тетраподов, в которых нечем дышать и трудно повернуться. Главные герои спектакля у Тителя отравлены войной и участием в терроризме. Голос Хиблы Герзмавы (преступная мать – Медея) проникает буквально в подсознание, заставляя цепенеть от ужаса.

История русской смуты на музыку Мусоргского (редакция Шостаковича) развернута в огромном деревянном срубе, символизирующем и Москву, и Россию. Народная драма с монументальными хорами, религиозным фанатизмом и бунтом стрельцов раскрыта дирижером Александром Лазаревым. У него все звучит захватывающе – и знаменитый «Рассвет на Москве-реке», и хоры-причитания, и любовные песни Марфы. В спектакле много прекрасно сделанных партий, но одна особенно хороша: путаная жизнь главного героя князя Хованского в воплощении Дмитрия Ульянова.

Где: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Когда: 2 и 6 апреля

Самый «продвинутый» музыкальный проект фестиваля. Музыку к нескольким сериям постмодернистской оперы писали разные российские композиторы. Пение тут скорей «акустическое», чем традиционно оперное. Либретто создал глава «Электротеатра» Борис Юхананов, посвятивший себя хронике вымышленного государства Сверлия, в истории которого смешано буквально все, от примет параллельной реальности до сатиры на земные нравы, от каббалы до постапокалипсиса, от разъезжающих по сцене гондол до «абсурдных» видеоклипов. Из шести эпизодов фэнтези-эпопеи эксперты «Маски» отобрали два - второй (на музыку Бориса Филановского) и пятый (написанный Владимиром Ранневым).

Где: Электротеатр «Станиславский»

Когда: 3-4 и 14 апреля

Оперу на музыку Гуно поставил французский режиссер и сценограф Арно Бернар. Он возвел в сценической Вероне высокие глухие стены, в которых тонет живое чувство, но пышно расцветают ненависть, вражда и месть. По мнению режиссера, Шекспир написал пьесу не столько о любви, сколько о жестокости. Но и тут есть луч света в темном царстве: во мраке ночи, на ложе страсти и в предсмертной агонии звучат прекрасные голоса Ромео (Алексей Татаринцев) и Джульетты (Ирина Боженко). Боевое фехтование враждующих кланов Монтекки и Капулетти в условно-средневековом спектакле поставил специально приглашенный мастер клинка.

Где: театр «Новая опера»

Когда: 15 апреля



оригинальный адрес статьи