Театральная компания ЗМ

Пресса

26 января 2016

Что смотреть на «Золотой Маске»?

Наталья Витвицкая | Интернет-издание Teatrall.ru

Каждый год фестиваль «Золотая маска» собирает в Москве лучшее из того, что показали в сезоне театры российских столиц и регионов — и в течении трех месяцев показывает на московских площадках. В этом году состязание в главных номинациях — спектакль большой и малой формы — будет серьезное, и у региональных театров есть все шансы потеснить Москву и Петербург. За звание лучшего спектакля большой формы в этом году борются 14 постановок, на «малую форму» претендуют 10. О них — в гиде ТеатрALL.

Драма. Большая форма


Zholdak dreams


Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург



Как всегда радикальный спектакль известного провокатора и разрушителя жанровых канонов Андрея Жолдака. Формально в основе спектакля — комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ». Фактически – ничего с ней общего. Жолдак сочинил самый настоящий блокбастер о Мужчине и Женщине, сквозь время и смерть (на сцене все время присутствуют два черных ангела) пытающихся найти друг друга. Все герои без исключения разговаривают «чужими» голосами, сценография напоминает о «Звездных войнах», Труффальдино осваивает космос. Даже если вам неинтересно разгадывать театральные ребусы, этот запомнится вам надолго. 1 марта, 19:00. Театр Наций

«Алиsа»


Театр юного зрителя, Красноярск



Пожалуй, самый сложный технически и самый масштабный спектакль конкурсной программы. «Алиsу» поставил режиссер и художник Даниил Ахмедов при участии худрука Красноярского ТЮЗа Романа Феодори, адепта визуального театра и любителя устраивать на сцене форменный балаган. «Алиsа» — образцово-показетельная постановка в жанре «нового цирка». Сценические трюки, особенно полёты Алисы, заставляют вспомнить и Цирк дю Солей, и спектакли Филиппа Жанти. Герои не произносят ни слова, главное – визуальные образы. Фантастически красивый спектакль - взрослая сказка о невозможности вернуться в детство – туда, где оживают карты, в воздухе растворяется улыбка Чеширского кота, а на пути встречаются гигантские гусеницы. 12 апреля, 19:00. Театр Наций

«Бег»



Театр им. Евг. Вахтангова, Москва



Дерзкая и чувственная версия восьми снов о Гражданской войне, белой армии и боях за Крымский перешеек от самого непредсказуемого режиссера обеих столиц Юрия Бутусова. Булгаковский текст он вывернул наизнанку, объединил грубый фарс с нежнейшей лирикой, заставил зрителя путаться в героях и призраках, показал, как любовь побеждает ненависть. Отдельный плюс - саундтрек: со сцены звучат хиты Майкла Джексона, Pink Floyd, «АукцЫона», «Океан Ельзи». 31 марта, 19:00,14 апреля, 19:00



«Кабаре Брехт»


Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург



Еще один спектакль Бутусова, только сделанный в руководимом им питерском театре. Лучшее определение самому публицистическому своему спектаклю дал сам режиссер – «пестрый ковер, из музыки и текстов, из фактов биографии бурной жизни Брехта во всех ее проявлениях». Творческую и личную жизнь Брехта со сцены рассказывают и поют герои его пьес. Яростные зонги, драйв молодых бутусовских актеров, фарсовые интермедии; крик против войны, политической лжи и фашизма. Печальные параллели с сегодняшним днем возникают не факт, что преднамеренно, но увы, неизбежно. 30 и 31 марта, 19:00, Театр им. А.С. Пушкина
«Колыбельная для Софьи»


Драматический театр, Минусинск



Первая для театров этого города номинация на «Маску» за 15 лет. Трогательный спектакль-притча режиссера Алексея Песегова (адепт традиций русского психологического театра работает в Минусинском театре более 30 лет) по малоизвестной повести Евгения Замятина «Наводнение». Женщина убивает приемную дочь-соперницу. Бытовая мелодрама возносится до уровня притчи о цене за надежду и семейное счастье. Речь героев в спектакле почти не слышна, зато «кричат» жесты, взгляды, целые мизансцены. Идеальный «театр молчания». За драматические эффекты здесь отвечает только надрывная музыка. 2 апреля, 19:00, МТЮЗ
«Маленькие трагедии»


Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск



Первый же спектакль Петра Шерешевского, нового главного режиссера Русского драматического театра Удмуртии, оказался большой победой, вдохнул новые силы в загрустившую труппу, привлек внимание столичной критики. Шерешевский радикально переосмыслил пушкинские пьесы, соединил сюжеты «маленьких трагедий» и современные реалии. Новые Моцарт и Сальери все так же правят бал, живые сидят за одним столом с мертвыми, а Реквием соседствует с Лепсом и его «рюмкой водки на столе». 4 апреля, 19:00, РАМТ
«Маскарад. Воспоминания будущего»


Александринский театр, Санкт-Петербург



Валерий Фокин реконструировал легендарный (и самый дорогой в истории русского театра) «Маскарад» Мейерхольда и одновременно «обратил» лермонтовскую трагедию в сегодняшний день. Художник Семен Пастух воссоздал роскошь старой императорской Александринки – пышные костюмы и бутафория, святящиеся полы, причудливые маски. А Фокин идеально передал тревогу сегодняшнего дня, атмосферу надвигающегося рока, шорох и шепот загробной жизни. Еще один подарок театралам - Петр Семак, в роли Арбенина, говорящий на языке новой криминальной драмы. 8 и 9 апреля, 19:00. МХТ им. А.П.Чехова
«Нюрнберг»


Российский академический молодежный театр, Москва



Серьезный спектакль Алексея Бородина — убедительная попытка поставить политический спектакль в молодежном театре. Действие суда над нацистскими преступниками перенесено в немецкое кабаре. Пока все вокруг жадно едят рульку и весело пляшут, герои пытаются разобраться, как же так получилось, что однажды все проснулись в стране победившего фашизма. 25 марта в 19:00
«Обыкновенная история»


Гоголь-центр, Москва



Еще один хит Гоголь-центра – спектакль Кирилла Серебренникова, удачно вписавшего действие гончаровского романа воспитания в московскую действительность XXI века.


Наивного провинциала Сашу Адуева, решивший покорить столицу, морально уничтожает богатый дядя-олигарх (за роль Адуева-старшего Алексей Агранович претендует на отдельную «Золотую маску» в актерской номинации). Нехитрый вывод - в Москве выживают одни подлецы и убийцы, - показан прямолинейно. Зато эффектно. 9 апреля, 20:00,10 апреля, 18:00

«Пьяные»


Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург



Хит репертуара нового БДТ. Пьеса Ивана Вырыпаева, в которой герои, будучи в сильнейшем подпитии, говорят то, что думают, поставил худрук БДТ, авангардист Андрей Могучий. Впервые – не поменяв ни слова, ни ремарки в пьесе. Благодаря великолепной актерской игре шутливая вырыпаевская проповедь о смысле жизни превратилась у него в гимн свободе ото всякой лжи и предрассудков. Между прочим, гимн умный, тонкий и безумно смешной. 29 февраля, 19:00. Театр им. Моссовета



«Сон в летнюю ночь»


Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва



Шекспировская сказка в красивой — чего только стоят музыканты в светящихся двухэтажных кринолинах, парящие над сценой — постановке Ивана Поповски. Ученику Петра Фоменко удалось то, во что уже почти никто не верил – вернуть на сцену «легкое дыхание», нежность и особую театральность, которая с первых спектаклей была характерной чертой Мастерской. За все эти качества отвечает «золотой состав» труппы во главе с Галиной Тюниной и Карэном Бадаловым. 15 марта, 19:00,1 апреля, 19:00
«Трамвай «Желание»


Театр драмы им. А.П. Чехова, Серов



В небольшом Серове работает единственный на весь Северный Урал профессиональный театр. В этом году он номинируется на «Маску» эффектным спектаклем молодого немецкого режиссера Андреаса Мерц-Райкова. Пьеса Теннеси Уильямса для этой постановки была специально переписана. Бланш Дюбуа приезжает жить в Серов, выступающий здесь как некий усредненный символ российской провинции. В спектакле много видео (на экране – самые интимные реакции героев) и живой музыки. Затягивающая энергетика у спектакля схожа с драйвом Коляда-театра. 22 марта, 19:00. Театр Луны
«Человек»


Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург



Сдержанный спектакль-дискуссия словенского режиссёра Томи Янежича по книге великого психолога Виктора Франкла, прошедшего через Освенцим — о достоинстве и внутренней свободе, о проблеме выбора и умении остаться человеком в нечеловеческих условиях. Любопытно соединение жанров: документальный театр, кабаре, пластические импровизации, психологический тренинг и бытовые зарисовки. 2 марта, 19:00. Театр им. Моссовета

«Юбилей ювелира»


Московский Художественный театр им. А.П. Чехова



Строгий и философский спектакль о смерти, поставленный Константином Богомоловым специально к 80-летию Олега Табакова. Худрук МХТ в роли больного раком 90-летнего старца безупречен, как и Наталья Тенякова в образе его супруги, и Дарья Мороз - медсестры со смытым лицом и судьбой. 18 и 29 марта, 19:00
Драма/ малая форма
«Беккет. Пьесы»


Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург


Спектакль-перфоманс от минималиста Дмитрия Волкострелова, - девять поздних (и впервые переведенных на русский язык) пьес родоначальника абсурда играются в нескольких разных залах одновременно. Ни характеров, ни сюжетов, ни текста, а иногда еще и полная тишина и темнота. Выдержит и поймет не каждый. Но попробовать стоит, - никто не ставит об одиночестве и пустоте лучше, чем Волкострелов. 20 - 21 марта, 19:00. Культурный центр «ЗИЛ»
«Кто боится Вирджинии Вульф?»


МТЮЗ, Москва


Давно не номинировавшийся на «Маску» главный режиссер МТЮЗа, мрачный Кама Гинкас превратил пьесу Олби в душераздирающий психологический триллер о семейном аде и мучительной зависимости людей друг от друга. В любовь-ненависть прекрасно играют Ольга Демидова и Игорь Гордин. Спектакль идет в фойе второго этажа театра, артисты находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителя. 29 марта, 19:00. Московский театр юного зрителя, Москва
«Месяц в деревне»


Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль



Знаменитый худрук Волковского театра Евгений Марчелли продолжает раскрывать свою фирменную тему — ставит о сильных, недолюбленных женщинах и плоских глупых мужчинах: о том же говорили его экспрессивные, иногда даже обвиняемые в вульгарности «Екатерина Ивановна», «Без названия» и «Дом Бернарда Альбы», приезжавшие на прошлые “Маски”. Сентиментальность и романтику Марчелли из тургеневской пьесы исключает, выставляя напоказ пошлые интриги и голую физиологию: похоть побеждает чувства. 1 апреля, 19:00, 2 апреля, 15:00. МХТ им. А.П. Чехова, Малая сцена
«О-й. Поздняя любовь»


«Школа драматического искусства», Лаборатория Дмитрия Крымова, Москва



«Театр художника» Дмитрия Крымова блестяще работает не только с образами, но и с текстом. Пьесу Островского ученики и коллеги Крымова превратили в черный комикс о людях-мутантах, неспособных любить. Вышло по-настоящему смешно и страшно. Кстати, всех женщин в пьесе играют молодые мужчины. Исключение — роль Людмилы, с которой актриса Мария Смольникова претендует на «Маску». 2 и 3 апреля, 19:00




«Самоубийца»


«Студия театрального искусства», Москва



Худрук СТИ Сергей Женовач продолжает осваивать жанр трагикомедии, — после сатирических «Записок покойника» он поставил некогда запрещенную пьеса Эрдмана о безработном Подсекальникове, мечтающем «безыдейно» застрелиться. Не за Кремль, не за веру, а «просто так». Элегантная сатира на российскую действительность, в своей сути мало поменявшуюся с 1928 года. 20 марта, 19:00,2 и 15 апреля. 19:00
«Таня-Таня»


Театр «Грань», Новокуйбышевск



Пьеса, прославившая драматурга Ольгу Мухину, поставленная самим Петром Фоменко, попала в репертуар новокуйбышевского театра, которым руководит бывший актер легендарной труппы «СамАрт», а ныне режиссер Денис Бокурадзе. Очаровательный спектакль решен в чуть наивной, ностальгической манере. Ревность, страсть, досадные вечные «несовпаденья» между героями на сцене эстетизируются, а любовь, даже невзаимная, непременно становится проводником безграничного счастья. 16 марта, 19:00. Театр Наций, Малая сцена
«Теллурия»


Александринский театр, Санкт-Петербург



Мультимедийный спектакль по многостраничному роману-антиутопии Владимира Сорокина от руководителя Новой сцены «Александринки» Марата Гацалова. Мастер технологичного и стильного театра придумал идеально эффектную обертку для рассказа о новом Средневековье, охватившем Россию будущего (или, может, настоящего?). Сюжет дробится, герои раздваиваются. Зрительские кресла расставлены хаотично между бесконечным множеством зеркал. Два часа в таком пространстве – и зрителя охватывает совсем нетеатральный страх пустоты и надвигающейся катастрофы. 8 и 9 апреля, 19:00. Центр им. Вс. Мейерхольда
«Человеческое использование человеческих существ»


Электротеатр «Станиславский», Москва, и Socìetas Raffaello Sanzio, Италия



Главный итальянский авангардист Ромео Кастеллуччи посвятил свой первый московский спектакль «приличной» теме – приятию смерти. Во время действия зритель минимум 5 раз слышит один и тот же воображаемый диалог Христа с воскресшим Лазарем. Каждый раз — на новом уровне универсального искусственного языка Дженералиссимо. Разрекламированный и, действительно, присутствующий в спектакле запах аммиака сам мэтр объяснил тем, что «человеческая плоть тленна, а Лазарь пролежал в гробу три дня». 22-24 марта, 20:00
«Черноликие»


Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа



Как никогда актуальный спектакль о страшной силе невежества в религии. повесть башкирского классика Мажита Гафури, написанную в 1930-е, поставил молодой режиссер Айрат Абушахманов . Это спектакль - приговор мертвым традициям, которые разрушают счастье и жизнь нас сегодняшних. Впечатляет визуальная составляющая постановки и пластическое мастерство башкирских актеров. 24 марта, 19:00, ТКЗ «Дворец на Яузе»
«Элементарные частицы»


Театр «Старый дом», Новосибирск


Этот спектакль поставил известный питерский режиссер, создатель авторского «Pop-up театра» Семен Александровский. По своей сути перед нами — документальное исследование о том, как создавался новосибирский Академгородок. Бережно записанные воспоминания первых его поселенцев превращены в разговор в будущем времени. Авторов проекта (помимо Александровского, это драматург Вячеслав Дурненков и художник Леша Лобанов) интересовала не столько история утопии, сколько сама утопия небольшого мира больших ученых — откуда взялась и почему сгинула. Этой осенью спектакль так и не добрался до фестиваля «Территория», в программе которого был заявлен. Показ в апреле — шанс наконец увидеть его. 13 апреля, 19:00. Театр «Студия театрального искусства»



оригинальный адрес статьи