Театральная компания ЗМ

Пресса

8 февраля 2016

«Золотая Маска» открылась самарской «Пиковой дамой»

Армен Арутюнов, Евгений Кладовой | Газета «Волжская коммуна»

4 февраля спектаклем «Пиковая дама» Самарского театра оперы и балета открылся национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» - 2016. Показ прошел на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. А на следующий день, 5 февраля, артисты провели флешмоб в рамках проекта «Маска в городе». Самарские солисты и хор исполнили финальную сцену оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова в зале ожидания Павелецкого вокзала.


Первый опыт


Выступление в Москве для самарского театра стало настоящим экзаменом. Во-первых, последние гастроли Оперного на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко были аж 20 с лишним лет назад. Во-вторых, театр впервые в своей истории выдвинут на главную театральную премию страны, к тому же ему выпала честь открывать фестиваль. Самарский театр претендует на «Золотую Маску» в номинации «Опера». В частных номинациях представлены Александр Анисимов («Лучшая работа дирижера»), Михаил Панджавидзе («Лучшая работа режиссера»), Ирина Крикунова («Лучшая женская роль»), Михаил Губский («Лучшая мужская роль»).


Надо сказать, что все самарские номинанты выдвигаются на «Маску» не первый раз. Михаил Панджавидзе участвовал в фестивале 2012-го с казанской «Лючией ди Ламмермур», Михаил Губский в 2008 году номинировался за роль Неморино в «Любовном напитке» Московской «Новой оперы», Ирина Крикунова в 2007-м - за Джильду в «Риголетто» Музыкального театра Ростова-на-Дону, а Александр Анисимов в 2005 году стал лауреатом «Золотой Маски» за «Леди Макбет Мценского уезда» того же театра.


Несмотря на опыт участия в «Золотой Маске», все они заметно волновались перед началом спектакля. «Победа для меня не самое главное, - рассказал журналистам Михаил Губский. - Просто мне очень нравится партия Германа. В ней столько всего, что можно заниматься не только пением, но и играть, находить новые актерские грани. Если мне это удастся на сцене - это будет самая большая награда».


Как и ожидалось, в зрительном зале к началу спектакля не оказалось ни одного свободного места. Открыли фестиваль со сцены Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко директор «Золотой Маски» Мария Ревякина, замминистра культуры РФ Александр Журавский и министр культуры Самарской области Сергей Филиппов.

Большая ответственность



«Для самарских театров выступать на «Золотой Маске» - большая честь и в то же время большая ответственность, тем более что наша опера открывает фестиваль, - рассказал корреспонденту «ВК» Сергей Филиппов, прибывший на открытие главного театрального форума страны. - Это и большое достижение. В конкурсе участвуют два наших театра, претендуя в общей сложности на премии в 11 номинациях. Конечно, будем болеть за наших».


Поскольку «ВК» уже писала о самарской «Пиковой даме», скажем лишь, что театр показал себя достойно, а московская публика наградила труппу долгими овациями. О том, как оценили самарцев члены жюри, мы узнаем лишь 16 апреля, когда будут названы имена лауреатов национальной театральной премии.


Напомним, что самарская «Пиковая дама» будет соревноваться с той же оперой Чайковского из Мариинки, с пермским «Дон Жуаном» и «Сказками Гофмана», челябинской «Жанной Д'Арк», екатеринбургской «Сатьяграхой» (опера Филипа Гласа о Махатме Ганди). Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представлен в номинации «Хованщиной» и «Медеей», Большой театр - «Свадьбой Фигаро» худрука театра им. Пушкина Евгения Писарева, «Новая опера» - «Трубадуром» Дмитрия Чернякова. Еще один конкурент самарцев - «Сверлийцы» Бориса Юхананова, оперный сериал Электротеатра «Станиславский» на музыку современных композиторов.


Независимо от того, получат ли самарские номинанты заветную премию, само участие театра в конкурсной программе ставит его в один ряд с ведущими музыкальными коллективами страны, а это уже можно считать победой. «Золотая Маска» существует 23 года для того, чтобы находить таланты, находить новые пути развития театрального искусства, открывать новые имена, отмечать тех, кто действительно задает какие-то тренды, создает что-то новое, - поделился своим мнением о фестивале Сергей Филиппов. - Вторая задача фестиваля, на мой взгляд, - это возможность, в том числе для провинциальных театров, выступать на столичных сценах, показывать искусство не только зрителям своих регионов. Сегодня гастрольная деятельность достаточно затруднена в связи с финансовой ситуацией и не только, поэтому «Золотая Маска» - это один из способов показать России искусство разных регионов».


Напомним, что экспертные советы этого года отсмотрели 774 спектакля со всей России. Номинантами на премию стали 73 спектакля, 212 театральных деятелей попали в частные номинации, почти половина из них представляют региональные театры.

Флешмоб на Павелецком


На следующий день после «Пиковой дамы» самарские артисты дали в Москве еще одно выступление. На этот раз зрителями стали не искушенные театралы, а обычные жители и гости столицы в зале ожидания Павелецкого вокзала. В рамках проекта «Маска в городе» участники фестиваля выступают на самых разных площадках города. Солисты и хор Самарской оперы на радость ожидавших поезда пассажиров исполнили финальную сцену оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.


Напомним, что 16 марта на «Золотой Маске» выступит еще один театр из Самарской области. В номинации «Драма/Спектакль малой формы» эксперты отобрали спектакль «Таня-Таня» новокуйбышевского театра «Грань». В частных номинациях представлены: Денис Бокурадзе («Лучшая работа режиссера»), Юлия Бокурадзе («Лучшая женская роль»), Алина Костюк и Даниил Богомолов («Лучшая роль второго плана»), Елена Соловьева («Лучшая работа художника по костюму»).




оригинальный адрес статьи