Театральная компания ЗМ

Пресса

8 февраля 2016

Самарский Петербург в Москве

Наталия Сергеева | Интернет-издание Muzcentrum.ru

XXII «Золотая маска» открылась спектаклем «Пиковая дама» Самарского академического театра оперы и балета. Постановка прошла в столичном Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Участие самарцев в конкурсной программе «Маски» уже само по себе большое событие. Ведь последний раз этот театр был в Москве аж 35 лет назад на гастролях. А тут сразу пять номинаций на российский театральный «Оскар»: оперный спектакль, лучшая работа дирижера, режиссера, а также лучшие женская и мужская роли.

Вполне классический, без ультрамодных режиссерских изысков, спектакль Михаила Панджавидзе притягивает, прежде всего особенной атмосферой. Место действия – Петербург, не столько фон для развития событий, сколько их полноправный участник. С первых звуков интродукции черно-белая проекция на театральный занавес темнеющего шпиля Петропавловки, каменных зданий и типичных петербургских мостов настраивают слушателей на драматический лад. С самого начала становится понятно, что счастливого исхода событий ждать не придется. Одежда появляющихся горожан (нянюшек, кормилиц, гувернанток, детей) – черно-серых тонов, подчеркнуто графичная, вполне себе вписывается в общий колорит спектакля и фактурно напоминает характерные каменные набережные города на Неве. Отдельным героем становится огромный металлический мост с грифонами в центре сцены, появляющийся в самом начале, который затем становится балконом, парадной лестницей, а в финале – местом гибели Лизы (Ирина Крикунова). Любопытно и совершенно по-питерски решена сцена смерти главной героини: во время последнего дуэта с Германом (Михаил Губский) половинки моста, на котором происходит действо, начинают разводить, и Лиза постепенно исчезает за кулисами.

Разносторонне представлен в опере роковой образ Графини (Евгения Тенякова). Постоянно одетая в черное, поначалу она выступает сторонним наблюдателем и своим присутствием лишь бередит воспаленное сознание Германа. Но в сцене с приживалками, при минимальном количестве реплик и единственным сольным номером, этот персонаж «очеловечивается» - она грустит и вздыхает, ностальгируя об ушедших днях. Именно в этой сцене цвет ее одежды символично меняется. Готовясь ко сну, Графиня надевает белую ночную рубашку (чем не погребальный саван?). В ней она и умирает. Позже, являясь Герману из потустороннего мира, одетый в фиолетовую мантию помолодевший призрак Графини поет абсолютно «неживым» звуком – подчеркнуто холодным и без вибраций.

Лиза же, напротив, символизируя чистоту и невинность, на протяжении всей оперы расхаживает в белом. И только в финальной сцене на мосту она предстает в мрачном, черном одеянии.

Одна из самых ярких и драматичных сцен в спектакле – появление Германа в доме Графини. Свисающие с потолка картинные рамы с черными прямоугольниками внутри постепенно оживают. Во время исполнения ариозо Германа «А вот она» впервые появляется портрет графини Голицыной (прообраз пушкинской Пиковой Дамы), а когда Графиня поет свою «Je crains de lui parler la nuit» возникают другие персонажи времен ее молодости. Разумеется все они, включая сам портрет Голицыной, исчезают вместе со смертью героини.

Отдельно стоит отметить дирижерскую работу Александра Анисимова. Его плавный, мягкий, но в то же время точный жест безупречно координировал звучание оркестра, раскрывая все возможные в этой работе грани – от утонченной лирики до трагического, фатального.

Прекрасно показали себя и певцы, не только с вокальной, но и драматической стороны, сумев создать по-настоящему живые образы персонажей XVIII века. Но в некоторых местах иногда не хватало силы звука, особенно когда герой или героиня находились в глубине сцены, и слова было невозможно разобрать. Из других исполнителей нужно упомянуть Василия Святкина (Томский) и Георгия Цветкова (Елецкий). Восхитительная ария «Я люблю вас» в исполнении последнего своей чистотой и искренностью вполне могла растопить сердца всех сидящих в партере дам. А залихватски спетая Томским песня «Если б милые девицы» заслуженно сорвала мощный шквал аплодисментов.

Немой участник действий спектакля, Петербург, оставался со зрителями до самого финала. Трагическая гибель Германа вышла за пределы игорного дома: тело главного героя поглотили холодные воды Невы. Тем самым тема рокового города нашла свое органичное завершение.

Самарскому оперному театру удалось создать действительно стильный классический спектакль с мощной и яркой визуальной составляющей и насытить его интересными режиссерскими решениями.



оригинальный адрес статьи