Театральная компания ЗМ

Пресса

5 февраля 2016

Фестиваль «Золотая Маска» открылся аутентичной «Пиковой дамой»

Татьяна Давыдова | Интернет-издание Intermedia.ru

Опера «Пиковая дама» П.И.Чайковского в постановке Самарского академического театра оперы и балета была представлена на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко 4 февраля 2016 года. Этим спектаклем открылась конкурсная программа XXII театрального фестиваля «Золотая маска», который продлится до 16 апреля. Постановка из Самары номинируется на премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль в опере», в частных номинациях значатся дирижер-постановщик Александр Анисимов («Лучшая работа дирижера»), режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе («Лучшая работа режиссера»), исполнитель партии Германа Михаил Губский («Лучшая мужская роль») и исполнительница партии Лизы Ирина Крикунова («Лучшая женская роль»).

Перед началом спектакля к публике с приветственными словами обратились генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина, заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и министр культуры Самарской области Сергей Филиппов. В частности, Мария Ревякина сообщила, что некоторые спектакли конкурсной программы будут транслироваться в кинотеатрах по всей России, всего в рамках фестивальной программы будет показано 150 спектаклей. Александр Журавский произнес оптимистичную речь, в которой рефреном звучала фраза «жизнь продолжается», а также напомнил, что фестиваль финансируют Союз театральных деятелей и Министерство культуры. Сергей Филиппов поблагодарил экспертный совет «Золотой маски» за выдвижение самарского спектакля на премию и напомнил, что в последний раз Самарская опера была на гастролях в Москве 35 лет назад, а в фестивале «Золотая маска» ни разу прежде не участвовала. Сейчас театр переживает период творческого подъема, недавно была проведена реконструкция, появились новые технические и художественные возможности, так что перед труппой открываются интересные перспективы.


Сценическая версия «Пиковой дамы», представленная Самарской оперой, вероятно, претендует на звание наиболее ортодоксальной и статичной из всех существующих. Режиссер Михаил Панджавидзе объяснил это решение самодостаточностью произведения Пушкина – Чайковского, которое, по его мнению, не требует ничего наносного и должно быть поставлено «максимально аутентично», как видится, с исторической и драматургической точек зрения. Зритель ни на мгновение не забывает, что действие происходит в «городе-парадоксе» Санкт-Петербурге: на задник проецируется силуэт Петропавловской крепости, а основным элементом декораций становится минимально трансформирующийся мост с грифонами. Все герои одеты в монохромные костюмы екатерининской эпохи. Среди них яркими пятнами выделяются сама императрица, появившаяся в парадном платье, или же действующие лица пасторали «Искренность пастушки», где художники поистине дали волю своей фантазии – например, Златогора превратили в сказочного принца и усадили в яйцо Фаберже.


На главную роль в Самару был приглашен тенор из Москвы Михаил Губский (солист «Новой оперы»), который произвел на экспертный совет сильное впечатление своим драматическим мастерством и крепким драматическим же тенором, необходимым в этой партии – одной из самых сложных во всей мировой оперной литературе. Однако на конкурсном показе в МАМТе артисту не удалось раскрыть весь свой потенциал, не обошлось без интонационных и даже текстовых потерь. В результате среди актерских работ публика выделила прежде всего Графиню (Евгения Тенякова), представленную режиссером в целом в традиционном, но подчас неожиданном ракурсе, и Князя Томского (Василий Святкин).



оригинальный адрес статьи