Театральная компания ЗМ

Пресса

4 февраля 2016

Краски «Золотой Маски»: навигатор по фестивальной программе

Дарья Шамина | Журнал «Buro 24/7»

Сегодня, 4 февраля, в Москве стартует театральный фестиваль «Золотая маска». Марафон, как водится, продлится до апреля. Попробуем разобраться, что из программы заслуживает особого внимания

Драма

Драматическая программа фестиваля наиболее обширна. Из московских спектаклей, если вдруг кто-то еще не видел, стоит выбрать как минимум «фоменковскую» фантазию «Сон в летнюю ночь» (номинации «Драма/Спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» — Иван Поповски и «Лучшая женская роль» — Ирина Горбачева); удивительно нежный, особенно с учетом выбранного материала, спектакль Сергея Женовача «Самоубийца» (номинации «Драма/Спектакль малой формы» и «Лучшая работа режиссера»); абсурдный, нелепый, проникновенный хит прошлого сезона «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова (восемь номинаций, в том числе «Драма/Спектакль малой формы»); историю воскрешения Иисусом Лазаря, которую режиссер Ромео Кастелуччи назвал «Человеческое использование человеческих существ» (три номинации, сам Кастелуччи претендует на премию и как режиссер, и как художник); тяжелый «Бег» Юрия Бутусова, идущий в театре им. Евг. Вахтангова (семь номинаций, одна из которых «Драма/Спектакль большой формы»).

Раз уж мы заговорили о Бутусове, «Бег» — не единственная его работа, представленная в фестивальной линейке. Из Петербурга в Москву приедет также его постановка «Кабаре Брехт» — внятное гражданское высказывание не только самого режиссера, но и вчерашних студентов, а ныне — Молодой студии при театре им. Ленсовета.

В программе нынешнего смотра, как заметили организаторы премии еще осенью, когда были объявлены номинанты, Москва, Петербург и провинция представлены примерно в равных долях. Из петербургской программы стоит обратить внимание и на постановки БДТ им. Г. Товстоногова — «Пьяные» (Андрей Могучий и его труппа плюс текст Ивана Вырыпаева) и «Человек» (словенский режиссер Томи Яженич исследует тему свободы, основываясь на книге Виктора Франкла «Скажи жизни "Да". Записки психолога, пережившего концлагерь»).

Свои спектакли привезет и «Александринка». Часть из них участвует в конкурсе: Теллурия» Марата Гацалова по Владимиру Сорокину, «Маскарад. Воспоминания будущего» (затейливая реконструкция легендарного спектакля Вс. Мейерхольда, поставленная Валерием Фокиным), часть — просто предстанет перед зрителями в рамках программы «Александринский театр в Москве». И если в ближайшее время вы не планируете посетить Питер и пойти в «Александринку», проигнорировать спектакли «Ворон» Николая Рощина, «Макбет» Кшиштофа Гарбачевского, «Литургия Zero» Валерия Фокина и «Конец игры» Теодороса Терзопулоса было бы большой ошибкой.

В рамках программы «Маска плюс» из Петербурга же привезут «Лекцию о нечто» Дмитрия Волкострелова — вторую часть дилогии, основанной на работах Джона Кейджа, а также спектакль Семена Александровского «Топливо», родившийся из реальных интервью с Давидом Яном, основателем компании Abby, разработчиком словарей Lingvo. Его путь режиссер и артист Максим Фомин изучают предельно внимательно, пытаясь разобраться, как вообще устроен человек.

Знаменитый ярославский театр им. Федора Волкова представлен на «Маске» спектаклем Евгения Марчелли «Месяц в деревне» («Драма/Спектакль малой формы» и еще пять номинаций). Это постановка «женская», а точнее о женщине: о природе женского одиночества, о попытках борьбы с ним, о страсти, для которой мало что, кроме нее самой, имеет значение.

Постановка красноярского ТЮЗа «Алиsа» расположилась в категории 6+, но это тот самый спектакль, который не хочется заштамповывать словом «детский». Это история для всех. Существует безумное количество сценических версий сказки Кэрролла. Но вариант Даниила Ахмедова, хоть тот и впервые пробует себя в качестве режиссера (вообще-то он художник), не выглядит на их фоне вторичным. «Алиsа» — это история без слов, но наполненная эмоциональными образами. Ахмедов соединяет повзрослевшую Алису с ее же детством — из этого рождается драматургия, откликающаяся как в детях, так и во взрослых.
Опера

На фестивале будут представлены сразу две заметные «Пиковые дамы». Первая — пугающий спектакль Мариинского театра на тему смерти (музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев, режиссер — Алексей Степанюк). Вторая, будто в противовес, история любви, результат работы Самарского театра оперы и балета (дирижер — Александр Анисимов, режиссер — Михаил Панджавидзе).

Часть музыкальной программы «Маски» оккупирована Пермским театром оперы и балета. В частности, из Перми приедут две оперы — «Дон Жуан» и «Сказки Гофмана».

«Дон Жуан» — заключительная часть проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте», в которую также вошли «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро». Трилогия уже покорила мир, а взгляд Теодора Курентзиса на музыку Моцарта, во многом благодаря этим трем операм, становится все популярнее. Конкретно «Дон Жуан» — о свободе. Идея «Да здравствует свобода!» внятно артикулируется в спектакле, чтобы у зрителей не осталось сомнений, а осталось только ощущение от встречи с музыкой.

Режиссер Катерина Евангелатос рассказывает «Сказки Гофмана», переходя из одного временного измерения в другое: из современности в 1960-е, затем в 1930-е и, наконец, в 1970-е. Главный герой проделывает путь, по выражению режиссера, «через мрачные истории к свету». Но связан ли этот свет с жизнью — ответа нет. Опера вдруг задается не столько музыкальными вопросами, сколько экзистенциальными. Итог — восемь номинаций на «Золотую маску».

Екатеринбургский театр оперы и балета представлен в нынешнем конкурсе минималистской оперой Филипа Гласса «Сатьяграха». И екатеринбургская сцена — первая в России, где идет спектакль, основанный на этом материале, а в мире всего шестая. Тем не менее дирижер Оливер фон Донаньи и режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер сумели создать в достаточной степени дружелюбное пространство для зрителей — как музыкальное, так и сценическое. Опера медитативна (это подразумевается), но отнюдь не скучна. В такой атмосфере фигура Махатмы Ганди, кажется, и должна существовать — в мире, где все бесхитростно, но прекрасно.

Опера Электротеатра «Станиславский» «Сверлийцы» в пяти частях тоже вошла в фестивальную программу. И это отличный повод провести в этом театре сразу пять вечеров.


Балет

Еще пару слов о Филипе Глассе: с ним можно столкнуться на «Золотой маске» не только в оперной, но и в балетной программе. В конце марта проект Сергея Даниеляна показывает Zeitgeist — женскую часть «Соло для двоих». Исполнительница Наталья Осипова претендует на «Маску» в категории «Лучшая женская роль/Балет».

Что до большой формы, здесь мы вновь встречаемся с пермским и екатеринбургским театрами. Ценители уже ждут показа балета «Оранго. Условно убитый» по раннему Шостаковичу. Теодор Курентзис с командой создал ироничное и динамичное высказывание в ретроэстетике. В Москве будет, увы, всего один показ этой оптимистической феерии.

В Екатеринбурге Соль Леон и Пол Лайтфут поставили балет на народную болгарскую музыку. «Step Lightly/Осторожной поступью» вообще-то перенос спектакля 1991 года на российскую сцену. Но от этого формально бессюжетный, но на деле наполненный любовью, страстью и инстинктивными порывами балет не менее ценен.

Борис Эйфман продолжает свои эксперименты с прозой. Открытие прошлого сезона — «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Балет Up & Down, вдохновленный романом, получился почти трагическим: Эйфман и его труппа рассуждают о том, к чему могут привести компромиссы с миром, о том, как человек сам себя губит. Сюжет — в контрапункте с беззаботным джазом, от того судьба главного героя кажется еще более печальной.

Эксперимент

Как водится, экспериментальная программа «Маски» остается одной из самых притягательных: именно она дает понимание, в каком направлении движется современный театр. Среди номинантов — Remote Moscow (променад-спектакль, основанный на разработках Rimini Protokoll), «Звуковые ландшафты» Петра Айду (еще одно доказательство, что звук — это уже музыка, а звуковой образ не обязательно должен сопровождаться визуальным: даже в театре он может «общаться» со зрителем напрямую, и это все равно будет театр) и «Земля» Максима Диденко (у него в дело вступает тело артиста — тоже мощный инструмент воздействия на зрителя, не особенно нуждающийся в дополнительной помощи).

Куклы

Кукольные спектакли нынешнего сезона касаются не детей, но взрослых. Петербургский «Ваня», пермская «Толстая тетрадь», томская «Панночка» рассчитаны на категории 16+ или 18+. «Золотая маска» дает повод (вернее, целых пять поводов — именно столько спектаклей представлены в категории «Лучший спектакль/Куклы») окунуться в концентрированные театральные миры даже тем, кто прежде не считал кукольный театр взрослым «занятием».

Дети

Для детей существует отдельная программа «Детский weekend». Но интерес она представляет даже в том случае, если у вас нет детей. Взять хотя бы «Волшебника из страны Оз» Небольшого драматического театра под руководством Льва Эренбурга (Санкт-Петербург). Команда сумела создать жизнеутверждающий спектакль вне феерических декораций, зато с трогательными и узнаваемыми героями.

«Золотая маска» начинается самарской «Пиковой дамой» и флешмобом на Павелецком вокзале (да-да, 5 февраля там выступит тот же Самарский театр оперы и балета). Впереди — множество спектаклей. Для тех, кому не достался билет, и для тех, кто живет в регионах, организаторы смотра обещают транслировать некоторые постановки: так что как минимум пермского «Дон Жуана» и «фоменковский» «Сон в летнюю ночь» можно будет посмотреть в кино. И все же многие из привезенных постановок вряд ли еще когда-нибудь доведется увидеть в Москве. И это еще один отличный повод сходить в театр.



оригинальный адрес статьи