Театральная компания ЗМ

Пресса

18 марта 2016

Примеряя «Маску»

Наталья Плуталовская | Интернет-издание Protanec.com

Екатеринбургский театр оперы и балета, ставший сначала открытием, а затем и триумфатором прошлых фестивалей «Золотая Маска», уверенно продолжает начатое дело. 16 марта уральская труппа показала в Москве программу одноактных балетов, имеющих все шансы завоевать награды главной театральной премии.

Начиная вечер балетом Августа Бурнонвиля «Консерватория», не отмеченным номинациями, создатели вводят публику в обычно скрытую для нее внутреннюю жизнь театра. Действие «Консерватории», разворачивающееся в балетном классе, должно продемонстрировать совершенство классического танца. Однако трудно не заметить, что мелкая техника становится камнем преткновения для артистов, жертвующих то темпом, то синхронностью, то чистотой исполнения, но показанные после балеты-номинанты заставляют в скором времени забыть, что екатеринбуржцы пока с трудом одолевают непростую хореографию датчанина.

«Занавес» Вячеслава Самодурова на музыку Отторино Респиги неслучайно стоит в программе на втором месте. После идеализированного класса «Консерватории», где эмоции танцовщиков не выходят за границы священного восторга и преклонения перед искусством, показывается совершенно другая сторона театральной жизни, с которой сброшены не все (во что же превратится искусство, если у него не будет своих тайн?), но многие покровы.

По воле постановщика зрители наблюдают не только за происходящим на сцене, но и за тем, что происходит за опущенным занавесом. В вариации величавой Примы — её роль исполняет балерина Большого театра Мария Александрова — вдруг проскальзывает раздражение и раздавленность нечеловеческой усталостью, несмотря на которую все равно приходится работать. За сценой с Балериной происходит метаморфоза: она оказывается беззащитной перед болью, страхами, самокритикой. Ее кошмар и постоянное видение — одинокий софит, преследующий своим светом и вне сцены, не дающий ей уйти в себя и побыть наедине с внутренней болью. Даже когда танцовщица оказывается близка к тому, чтобы найти компромисс с собой и обрести гармонию, когда она поднимается на пальцы и становится нежно-эфирной, желтый луч находит свою жертву, заставляя ее сжаться, завернуть стопы и потерять балеринскую стать. В танце солистки значительный акцент делается на движении рук: они, повторяя траекторию рук-крыльев из «Умирающего лебедя» Фокина, приобретают трагический, почти болезненный излом.

Но главная героиня борется не только с собой. В «Занавесе» есть интересный момент, когда она и женский кордебалет воспроизводят фигуру народной русской забавы, хорошо всем известную по детской игре «Ручеек»: одна танцовщица проходит под скрещенными руками других, стоящих по двое. В этом элементе обнаруживается более глубокий смысл, чем простое украшение хореографического рисунка, ведь играющие во время движения то и дело изящно выставляют вперед ногу, будто бы ставят подножки Балерине, и без того не без труда пробирающейся сквозь этот недружелюбный «ручеек».

Однако страдает здесь не только она. Так, когда на воображаемой авансцене с лучезарными улыбками выходят на поклон танцовщики, по другую сторону балетной реальности происходит нервический диалог-объяснение между Солистом и героиней Александровой. В результате никто из них не побеждает в споре, потому что победителем снова оказывается театр. Герои церемонно раскланиваются друг перед другом, как будто на них смотрит многотысячный зал, а ведь за занавесом они совсем одни.

В другом балете-номинанте, который труппе подарили голландские хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон, ощущение наэлектризованности уходит, но и этот спектакль время от времени превращается в оголенный нерв. Выбор народных болгарских песен в качестве музыкального сопровождения определил многоаспектность эмоций балета: здесь есть протягивание рук в отчаянии и тоске под проникновеннейшее женское многоголосье, но есть и вполне лихие комбинации с вращениями и прыжками, исполняемые под гораздо более оптимистичные мелодии.

В бессюжетном «Step Lightly», созданном для четырех танцовщиц и двух танцовщиков, можно разглядеть и историю взаимоотношений в обществе, и философское размышление о природе одиночества, и рассказ о власти над человеком той силы, что заставляет каждого героя с детской беззащитностью сворачиваться калачиком и перекатываться по земле. Неведомая тяжесть опускается на плечи танцовщиков, заставляя их погружаться в плие по шестой позиции так, что чуть горделивая несгибаемость вмиг превращается в жалостливую беспомощность. Но еще более пронзительно в работе Лайтфут - Леон звучит тема одиночества. Она становится основной в финале, когда подтянувшие колени к подбородку герои перекатываются в сторону кулисы — все, кроме одной, которую все та же неведомая сила ведет в противоположную сторону.

Екатеринбургским танцовщикам удаются все эмоциональные оттенки спектакля. К тому же исполнители чувствуют себя уверено в этой не слишком привычной для классиков хореографии, которую они исполняют — это очевидно — с удовольствием и воодушевлением.



оригинальный адрес статьи