Театральная компания ЗМ

Пресса

22 марта 2016

Опера и балет на «Золотой Маске»: лучшее

Наталья Витвицкая | Журнал «Ваш досуг»

«Герой нашего времени»

Большой театр

Едва ли не основной претендент на «Золотую маску» в номинации «Лучший балет» (хореография Юрия Посохова, бывшего премьера Большого, ставшего хореографом-резидентом в Балете Сан-Франциско и поставившего суперуспешные балеты в родном театре). И точно одна из лучших премьер прошедшего сезона в театре, который нечасто обзаводится эксклюзивными новинками: Кирилл Серебренников поставил эффектный балет по Лермонтову. Причем не только как режиссер — в программке худрук «Гоголь-центра» значится и как художник-постановщик, и как художник по костюмам, и как автор либретто. Радикальный стиль мэтра на месте: вместо одного Печорина на сцене сразу трое; на водах, где у княжны Мери (ее танцует Светлана Захарова) случается роман с героем, отдыхают инвалиды-колясочники в роли солдат-жертв Кавказской войны, а дамы работают над фигурой в тренажерном зале.

«Zeitgeist», «Моцарт и Сальери»


Проект Сергея Даниляна (Россия-США) на сцене Театра им. Моссовета



Две номинированные одноактовки — равнозначные части суперуспешного проекта Сергея Даниляна «Соло для двоих» (его звезды — Наталья Осипова и Иван Васильев). Правда, в «Zeitgeist» на «Маске» будет танцевать прима Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон — Наталья Осипова не сможет принять участие в спектакле из-за травмы. Повод обсудить, справится ли заезжая звезда со сложнейшей хореографией Аластера Марриотта и хватит ли ей темперамента и виртуозности станцевать всех женских героинь мирового балета в одной. А в балете по мотивам кантаты Моцарта и Антонио Сальери «На выздоровление Офелии» лучезарного и простодушного до наивности Моцарта танцует Иван Васильев, а закомплексованного, съедаемого завистью Сальери — Владимир Варнава. В балете множество остроумных находок, самая яркая — та, в которой тело Моцарта буквально исторгает потоки дивной музыки. Тело его врага — гулкую тишину.

«Медея»

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.


Самая известная из трех десятков опер, сочиненных Луиджи Керубини. Александр Титель перенес действие в XX век: на ногах у Медеи армейские ботинки и простое черное платье с карманами, в которых она прячет сжатые кулаки. А свое убежище она находит среди тетраподов — специальных сооружений, гасящих удары волн. Хибла Герзмава, международная звезда и любимица мировых оперных сцен, фантастически хороша в образе разъяренной обманутой женщины. Финальное, третье действие — практически монолог Медеи и бенефис Герзмавы — действует даже на неподготовленного зрителя гипнотически.

«Мера тел»


Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) совместно с Инженерным театром АХЕ (Санкт-Петербург)


Вызывающе эффектный современный балет о научных открытиях, источником вдохновения для которого стала таблица Менделеева. Он совсем не похож на традиционные постановки «Провинциальных танцев». Ставила его не худрук Татьяна Баганова, а руководители петербургского авангардного театра АХЕ, мастера шокирующих перфомансов Максим Исаев и Павел Семченко. Не ждите ясности структуры, выстроенных массовых сцен и тяготения к сакральной ритуальности. Вся сцена в дыму, труппа окунает стопы в цветные растворы, кто-то истошно вопит. Ленты скотча протянуты через всю сцену, постоянно льется вода. Танцуют в этом спектакле всё — от танго до гопака, и эмоции заставляют пережить самые разные: от брезгливости до наивного восхищения.

«Жанна Д’Арк»


Театр оперы и балета им. М.И. Глинки (Челябинск) на сцене МАМТа


Оперную громаду Чайковского по средневековой истории об Орлеанской деве поставила молодой режиссер Екатерина Василева. Перед зрителем монументальное полотно, главная тема которого — сложность выбора, который встает перед каждым. Сомнениями мучается и маленькая Иоанна, и король Карл VII. Открытие спектакля — исполнительница главной роли Анастасия Лепешинская (номинированная на персональную «Маску» за лучшую женскую роль). На сцене минимум декораций и игрушечный реквизит (артисты и хор строят на сцене карликовые белые домики, церквушки и крепостные укрепления), основной акцент сделан на видеопроекциях и музыке.

«Хованщина»

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.


Грандиозный оперный эпос в постановке Александра Тителя. Время и пространство действия условны, на сцене гигантский сарай из неокрашенных досок. Редкий реквизит прямо отсылает к сегодняшней действительности: от чиновничьего портфеля до оцинкованного ведра. На контрасте со сдержанным оформлением масштаб оперы Мусоргского еще очевиднее. Темы, затронутые в ней, самые актуальные: пропасть между народом и властью, религиозные войны, политические распри, фанатичная вера в «особый путь» Руси. У спектакля совершенно грандиозный финал — женское соло, разносящееся над головами сотен раскольников, приготовившихся к самосожжению.



оригинальный адрес статьи