Театральная компания ЗМ

Пресса

11 марта 2016

Главные спектакли «Золотой Маски»

Юлия Бедерова, Татьяна Кузнецова, Ольга Федянина | Журнал «Коммерсант Weekend»

Национальный театральный фестиваль уже начался — в этом году он будет идти почти три месяца: ничего удивительного, и драма, и опера, и балет в последние годы демонстрируют впечатляющий жанровый и стилистический диапазон, да и география фестиваля расширяется постоянно. Несмотря на экономический кризис, "Маска" смогла сохранить и многочисленные внеконкурсные программы, оставшись не только главным местом конкуренции, но и главной "смотровой площадкой" для театров страны. Юлия Бедерова, Татьяна Кузнецова и Ольга Федянина представляют самые интересные конкурсные события "Золотой маски".

Сатьяграха

Екатеринбургский театр оперы и балета


Удивительное сочетание ортодоксальной живописности, продуманного бездействия (этого требует медитативная музыкальная драматургия) и большого социального пафоса делает спектакль "Сатьяграха" Екатеринбургского театра оперы и балета неординарной продукцией — в традиционном, почти "большом" оперно-театральном стиле — со свежим смыслом и статусом сенсации. Единственная в мире опера о ненасильственном сопротивлении, гражданском неповиновении, о правах человека и в разной степени мифологических персонажах (в опере действуют Кришна, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор, Мартин Лютер Кинг и в центре Махатма Ганди) переливается фирменными глассовскими щемящими арпеджио, очаровывает сценографическими красками, убеждает аккуратностью исполнения (особенно хорош хор в непривычной для него музыке) и сообщает нам о том, что между американским минимализмом XX века, оперным жанром, актуальными проблемами и российской публикой нет непреодолимой пропасти.


Большой театр, Новая сцена

15 марта, 19.00




Занавес и Step Lightly / Осторожной поступью

Екатеринбургский театр оперы и балета


На "Маску" выдвинуты все разительно несхожие премьеры, что показал в минувшем сезоне деятельный Екатеринбургский балет. В этой программе худрук труппы Вячеслав Самодуров приоткрывает "Занавес": под музыку Респиги мы 20 минут подглядываем за изнанкой балетного спектакля, видя его со стороны задника, проникая не только в закулисье, но и в психологию балерины. Прима Большого театра Мария Александрова танцует главную партию — артистки, чья карьера близится к финалу, а душа требует вечной молодости.


20-минутный "Step Lightly / Осторожной поступью" — российский дебют Пола Лайтфута и Соль Леон, знаменитой пары хореографов, ныне возглавляющих Нидерландский театр танца (интервью с Полом Лайтфутом — на стр. 36). В Екатеринбург они перенесли свой ранний, 1991 года, камерный спектакль для шести артистов, поставленный на музыку болгарских народных песен — поэтично-почвенное, почти ритуальное действо о первозданных чувствах и первобытных рефлексах.


Большой театр, Новая сцена

16 марта, 19.00



Тщетная предосторожность

Екатеринбургский театр оперы и балета



Главный знаток балетных древностей петербуржец Сергей Вихарев и идеолог спектакля Павел Гершензон взглянули свежим взглядом на старинный сюжет про фермершу, посватавшую дочь за богатого дурачка и оставшуюся с носом, когда та выскочила за пригожего батрака. Первый сюрприз: художники Альона Пикалова и Елена Зайцева оформили балет по мотивам живописи Ван Гога; соавторы полагают, что действие "Тщетной предосторожности", впервые увидевшей свет до Великой французской революции, происходит недалеко от ван-гоговского Арля. Другая неожиданность: к готовому балету Сергей Вихарев прицепил пролог в виде старинного урока танца в постановке датчанина Бурнонвиля (видимо потому, что эта техника сохранилась неизменной с XIX века). И наконец, фрагменты постановки Мариуса Петипа и Льва Иванова, восстановленные по архивным записям, балетмейстер Вихарев скрепил собственными хореографией и режиссурой, объяснив, что его "задача как хореографа была так вписаться в спектакль, чтобы публика не догадалась, где рука Сергея Вихарева, а где — кого-то из предыдущих авторов". Так что отличить старину от новодела будет нелегко даже зубрам балетных пущ и кущ.


Большой театр, Новая сцена

17 марта, 19.00





Герой нашего времени

Большой театр



Единственный балет Большого театра, выдвинутый на "Золотую маску",— рекордсмен по номинациям. Их десять, причем пять — актерские и среди них сразу два Печорина (Владислав Лантратов и Вячеслав Лопатин). Это не прихоть экспертов: Печорины разные. В спектакле (в роли балетного режиссера, либреттиста и сценографа впервые выступил Кирилл Серебренников) — использованы три главы лермонтовского романа: "Бэла", "Тамань", "Княжна Мери", и в каждой действует свой "герой нашего времени". Хореография (балетмейстер Юрий Посохов) тоже старается быть разноликой, однако во всех ипостасях остается классической. И даже молодой композитор Илья Демуцкий, от которого боязливо ждали радикализма, остался верен традиции: его музыка хоть и сложна, но эмоциональна и вполне доступна. Три соавтора трудились бок о бок, как в свое время Петипа, Чайковский и Всеволожский над "Спящей красавицей", и плод их усилий — мировая премьера в кубе (музыка, либретто, хореография) — так же соответствует началу XXI века, как французская сказка — концу XIX столетия.


Большой театр

23-27 марта, 19.00


Черноликие

Башкирский театр драмы имени Гафури, Уфа




Спектакль из Уфы в фестивальном конкурсе представляет собою своего рода находку для любителей раритетов. Во-первых, спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом — а региональные театры, играющие не на русском языке, до Москвы доезжают нечасто, собственно, если бы не "Маска", вероятно, не доезжали бы вообще. Во-вторых, молодой режиссер Айрат Абушахманов взял повесть башкирского классика Мажита Гафури, написанную в 30-е годы прошлого века, посвященную религиозным предрассудкам, религиозному фанатизму, политической спекуляции на религиозных темах — и оказался в самом средоточии современности, притом что постановка его крайне деликатна и лирична. В-третьих, театр очень продуманно и умело обращается с тем, что вчуже принято называть "национальным колоритом", так что интересующийся зритель может получить очень большое удовольствие и от элементов традиционной народной обрядовости, и от поразительных костюмов, сделанных с полным соблюдением этнических традиций, но и с шиком подиумной модной коллекции.


ТКЗ "Дворец на Яузе"

24 марта, 19.00



Zeitgeist и Моцарт и Сальери

Проект Сергея Даниляна, США-Россия




Продюсер Сергей Данилян, главный негосударственный поставщик кандидатов на "Золотую маску", опять не подвел: номинированы оба новых балета, сделанные по спецзаказу для его звездных клиентов — Натальи Осиповой и Ивана Васильева, танцующих нынче врозь и в разных странах. Для русской примы лондонского Ковент-Гардена, на которую молятся все современные хореографы Великобритании, получасовой балет "Zeitgeist" на музыку Филипа Гласса поставил Аластер Марриотт. Невероятная балерина царит в окружении мужчин: идеального кавалера-премьера Эдварда Уотсона и трех солистов Ковент-Гардена. Для Ивана Васильева спектакль придумал Владимир Варнава, один из самых перспективных российских авторов: в 30-минутном мужском дуэте по мотивам кантаты Моцарта и Сальери "На выздоровление Офелии" сам он будет злодеем Сальери, а Васильев сыграет беспечного гуляку Моцарта (на "Маску" номинированы оба артиста), втянутого в опасные игры со смертью.


Театр имени Моссовета

26 марта, 19.00



Звуковые ландшафты

Театр "Школа драматического искусства"



Парадоксально масштабная и пронзительная, посвященная истории искусства музыкально-театральная композиция Петра Айду "Звуковые ландшафты" отсылает к известному жанру "инструментального театра", но сделана с необыкновенной для него искренностью и проникновенностью. В звучании металлических пластин, в шуме машин дождя и ветра, в индустриальном органном гуле, свисте сабель и звоне металлических монет слушатель обнаруживает образы и эмоции ренессансного объема и классицистской стройности. Четыре части саунд-артистского спектакля, подобно четырем частям симфонии, с бетховенской последовательностью говорят о природе, религии, войне и мире. А вся героическая реконструкция шумовых машин и авангардистских идей начала XX века становится не музейным аттракционом, а бережным введением забытых звуков и фантазий в контекст всемирной истории искусства как сопереживания.


Театр "Школа драматического искусства"

27 и 29 марта, 19.00



Кабаре Брехт

Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург


Один из самых интересных спектаклей прошедшего сезона вырос из студенческих работ и во многом обязан своим успехом молодости участников. В постановках Брехта в последние годы часто скрывается разочаровывающий парадокс: текст немецкого драматурга вроде бы актуальнее, чем когда-либо, но произносят его актеры так бездумно и безлично, что авторское слово как будто не переходит через линию рампы. В спектакле Юрия Бутусова совсем юные актеры легко и естественно вживаются не столько в образы персонажей, сколько в энергию текстов — публицистическую, поэтическую, политическую. И тогда в словах обнаруживаются и актуальный смысл, и современный звук. Актеры, вполне в духе Брехта, не скрываются за ролями, а обращаются к публике от своего лица. Особенно убедительно это получается у Сергея Волкова в роли Брехта, которого актер не столько играет, сколько показывает — ироничного, закрытого, тонкого и очень современного человека, которому мы обязаны некоторыми из лучших страниц литературы ХХ века.


Театр им. А.С. Пушкина

30-31 марта, 19.00



Месяц в деревне


Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль


Нельзя в точности сказать, что имел в виду Тургенев, обозначая жанр своей пьесы как "комедию" — в любом случае, так ее ставить не очень принято. Но вот Евгений Марчелли отнесся к комическому всерьез и поставил очень смешной спектакль на совсем не смешную тему — как историю разваливающегося человеческого сообщества. Уютное дачно-усадебное бытие, в котором вся жизнь размерена, все заботы просчитаны, все страсти как будто побулькивают на очень медленном огне, и даже любовные романы безопасны и пресны, за время спектакля превращается в эксцентричный ад, в котором все взвинчены, раздражены и недоверчивы. Анастасия Светлова, исполнительница главной роли, со вкусом, мастерски играет героиню, которая одновременно и причина катастрофы, и главная жертва — ее Наталья Петровна готова любой ценой спасти свою семейную идиллию, но у беса, сидящего в ней, совсем другие планы.


МХТ им. А.П. Чехова, Малая сцена

1 апреля, 19.00; 2 апреля, 15.00





Колыбельная для Софьи

Драматический театр, Минусинск



Алексей Песегов превратил повесть Замятина "Наводнение" в спектакль вызывающе психологический и вызывающе формальный одновременно. Психологический, потому что любое душевное движение и любой мотив немногочисленных героев в спектакле разглядывают, как будто под лупой. Формальный — потому что все происходящее разыгрывается даже не в медленном темпе, а в темпе намеренно замедленном. История любви, одиночества и убийства движется от начала к развязке, с бесконечной пристальностью фиксируя и проигрывая каждый момент существования персонажей на сцене. И это тоже действует как своего рода лупа, укрупняющая и не позволяющая отвести глаз. То, что в этом замедлении сюжетные повороты довольно быстро становятся предсказуемыми, как ни странно, усиливает трагические ноты в рамках совершенно бытовой истории, одним из героев которой оказывается рок или, говоря менее возвышенным языком, неизбежность.


МТЮЗ

2 апреля, 19.00



Хованщина

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко





Еще одна монументально-трагическая работа Александра Тителя и редкая (по факту и по качеству) работа дирижера Александра Лазарева на московской сцене — недописанная Мусоргским "Хованщина" в редакции Шостаковича, но с измененным финалом: по просьбе постановщиков его написал композитор Владимир Кобекин. Новая "открытая" кода, отменяя точку, постановленную Шостаковичем, возвращает утраченные права самой по себе незавершенности оперы Мусоргского и этим ясно дает понять, что разговор о народе как жертве манипуляций его властителей и героев (Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей, виновны все) никогда не будет закончен, а "Хованщина" останется навечно актуальной. Партитура звучит по-корсаковски (словно это никакой и не Шостакович) роскошно и красочно, вокальное и драматическое фортиссимо хора и солистов заполняет темную сцену. А самые красивые сцены в спектакле о печальной участи народа — тонко и прихотливо сделанные массовые эпизоды. Словно колышется живая ткань общей несчастной судьбы со всей ее опоэтизированной безысходностью.


Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

2 апреля, 19.00


Сверлийцы. Эпизод II

Электротеатр "Станиславский"




Из грандиозно-нарядного оперного сериала "Сверлийцы" (пять вечеров, шесть музыкальных эпизодов, сочиненных каждый своим композитором) от электротеатра и режиссера Бориса Юхананова эксперты "Золотой маски" выбрали два самых выразительных. Хотя решение разъять многочастную оперу-роман, либретто которой устроено в духе эсхатологического фэнтези и потока сознания одновременно, а музыка демонстрирует изощренную силу российского поставангарда и постминимализма, выглядит неожиданным. Так или иначе выбранные эпизоды действительно звучат и смотрятся цельными сочинениями. Опера Бориса Филановского — интеллектуально изощренная и эмоционально проникновенная, по-ветхозаветному масштабная и по-человечески доходчивая концептуалистская драма, заставляющая не только изумляться витиеватому театру Бориса Юхананова и печальному остроумию виртуозного композиторского языка Филановского в грациозном визуальном оформлении Степана Лукьянова, но и сочувствовать героям Сверлии.


Электротеатр "Станиславский"

3-4 апреля, 20.00




Зимние грезы

Пермский театр оперы и балета



На три "Маски" (спектакль, хореограф и художник по свету) выдвинут лишь один из балетов программы — "Когда падал снег" современного автора Дагласа Ли, поставленный на музыку Бернарда Херрманна и саундтреки к кинофильмам. Это неоклассика сегодняшнего дня: относительная свобода академических тел и намек на контактную импровизацию придает ансамблям, тонущим в успокоительном полумраке, видимость тревожной спонтанности.


К этой мировой премьере прилагается два английских раритета: балет Фредерика Аштона "Конькобежцы", поставленный на музыку Мейербера в 1933 году, юмористическая жанровая сценка, где артисты, наряженные в костюмчики начала прошлого века, скользят в арабесках и выписывают классические кренделя среди белых арочек и цветных фонариков. И собственно "Зимние грезы" (1991) на музыку Чайковского: чеховские "Три сестры", увиденные глазами чувствительного шотландца Кеннета Макмиллана.


"Театриум на Серпуховке"

4 апреля, 18.00

Медея

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко





Очаровательная музыка Луиджи Керубини, написанная в предромантической манере на пугающий античный сюжет и только теперь впервые поставленная в Москве Александром Тителем, "Медея" — редкий пример драматургически напряженного и в то же время эстетически прозрачного, ясного спектакля. Следуя душной сюжетной канве и прихотливому звучанию партитуры, Титель свободно фантазирует и позволяет Медее в исполнении примы театра Хиблы Герзмавы не только удивлять вокальной красотой и скульптурной выразительностью образа, но и приближаться к современности на тревожно близкое расстояние. Титель переносит действие сочиненной во времена Великой французской революции оперы в первую половину XX века с его военными травмами, ожиданиями и крушениями. Но, несмотря на заданные временные и географические координаты, сцена, сперва залитая светом, потом все гуще темнеющая и пустеющая, оставляющая публику наедине с величественной трагедией разрушения, кажется не только физически, но и психологически вплотную придвинутой к сегодняшнему дню и зрителю.


Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

6 апреля, 19.00




Маскарад. Воспоминания будущего

Александринский театр, Санкт-Петербург




Шесть номинаций на "Маску" спектакль Валерия Фокина получил по причине исключительной сложности замысла, который сам по себе заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Художественный руководитель Александринки обращается к тому спектаклю своего театра, на котором почти 100 лет назад закончилась историческая эпоха — и задним числом кажется, что так он и был задуман тогда, в 1917 году, когда главный визионер и экспериментатор русского театра Всеволод Мейерхольд поставил лермонтовскую трагедию. Теперь Валерий Фокин реконструирует мейерхольдовский спектакль не просто для того, чтобы по мере сил и возможностей показать зрителю красоту и величие "раньшего времени", но и для того, чтобы услышать, как отзывается трагедия столетней давности на ритмы, слова и краски современности. Спектакль Мейерхольда, историческим фоном которого были мировая война и конец империи, сегодня становится одновременно и объектом для любования, и поводом для разговора, и самым интересным собеседником одновременно.


МХТ им. А.П. Чехова

8-9 апреля, 19.00



Алиsа

Театр юного зрителя, Красноярск



Классическая театральная феерия в России в первую очередь добралась до детских театров, потому что именно здесь есть многочисленные зрители, готовые оценить и театральные трюки, и способность к превращениям, и сказочную условность. Кроме того, дети не слишком заботятся о том, так ли уж похоже то, что они видят на сцене, на книжку, которую они, вероятнее всего, еще не читали. Красноярская Алиса попадает в Страну чудес, сочиненную режиссером и художником Даниилом Ахмедовым при участии Романа Феодори, и события здесь не повторяют книгу Кэрролла, но очень соответствуют ей по духу. Герои попеременно оказываются то маленькими, то огромными, предметы теряют свое обычное предназначение, а законы природы нарушаются на каждом шагу с помощью чудес техники. И самое главное — зал тоже участвует, так что Страна чудес позволяет не только в себя заглянуть, но и с собой поиграть.


Театр наций

12-13 апреля, 19.00



Кафе Идиот

Театр "Балет Москва"




90-минутный спектакль "Кафе Идиот", поставленный на музыку Ника Берча и шлягеры ХХ века,— фаворит в номинации "современный танец". В частных номинациях на "Маску" претендуют постановщик — старейшина отечественного танцтеатра Александр Пепеляев — и художники: Сергей Илларионов, одевший персонажей в агрессивно кровавые костюмы-трансформеры, и Андрей Ребров, придумавший инфернальный свет для этого макабрического маскарада. Балансируя на острых гранях жестокой мелодрамы, криминального триллера и карнавального безумия, Пепеляев позволяет лишь угадывать эпизоды романа. Сцена, замкнутая стенами с ядовито-зелеными обоями и красными дверями, распахнута на заднике для видеофантасмагорий — там заплетаются водоросли взаимоотношений, бело-черным вихрем завиваются мечты, туда, к колосникам, задолго до реальной смерти отлетает душа Настасьи Филипповны. Точнее, души, потому что каждая из женщин спектакля в какой-то степени — Настасья Филипповна.


Центр имени Мейерхольда

13-14 апреля, 20.00




Сверлийцы. Эпизод V

Электротеатр "Станиславский"

Финальный эпизод оперного сериала "Сверлийцы", забавно наследующего вагнеровским традициям героической космологии, раскрывает все карты многочастной сверлийской игры и обнаруживает ее главные козыри — по-барочному пышный и одновременно витиевато насмешливый, в манере галантной эпохи, азарт и фантазию. Оперный эпизод Владимира Раннева звучит яростно радостным и в то же время ироническим гимном современному театру с его визуальной изобретательностью, метафорической перенасыщенностью, страстью к кантатно-ораториальной драматургии, способной придать ему особенную торжественность, и неудовлетворенной тягой к воспитанию нравов. Ранневский финал — статичная, цитатная, в старинном духе театральная мизансцена, впрочем пронизанная напряженным драматизмом и содержащая в себе едва ли не настоящее моцартовское моралите. А деревянные бруски с гвоздями, мухобойки и мегафоны в сочетании с конвенциональными музыкальными инструментами в то же время требуют от исполнителей (это ансамбли МАСМ и N'Caged под руководством Филиппа Чижевского) моцартианской же искусности.


Электротеатр "Станиславский"

14 апреля, 20.00




оригинальный адрес статьи