Театральная компания ЗМ

Пресса

29 марта 2016

«Золотая Маска»: невинная блудница из Башкирии

Светлана Хохрякова | Газета «Московский комсомолец»

Спектакль «Черноликие» Башкирского театра драмы им. М. Гафури поставлен Айратом Абушахмановым по повести башкирского классика Мажита Гафури. И хотя ее события отсылают в 90-е годы XIX века, такое ощущение, что происходит все здесь и сейчас.

В повести, написанной в 1923-1926 годах, рассказана драматическая история 90-х годов XIX века, случившаяся в башкирской деревне. Название Гафури иногда переводится как «Опозоренные» - не так поэтично, но более конкретно. По «Черноликим» не раз ставились спектакли - драматические и даже кукольный, написаны опера и балет. Материал благодатный для театра, фактически история башкирских Ромео и Джульетты. Это отчасти автобиографическое сочинение. Двоюродная сестра писателя стала жертвой невежества и религиозного фанатизма. Все это произвело на юного Гафури сильнейшее впечатление, не отпускало всю жизнь. Собственно в «Черноликих» описано, как на занятия в медресе ворвалась разъяренная толпа людей с горящими глазами, с дубинками в руках, как приволокли они «нечестивых» - робкую пару влюбленных. Красавица Галима и скромный парень Закир мечтали о счастье, но человеческая зависть и кровожадность встали на их пути. Против их невинной любви восстали всем миром – мулла, местные богатеи, вся деревня, даже тихие и мирные люди, на глазах превратившиеся в агрессивную толпу. Слепое следование законам шариата разрушило счастье двоих, довело до гибели юную душу, поставило дыбом всю деревню. Сила традиций оказалась слишком велика.

Стоило влюбленным на миг остаться наедине, посидеть рядом, поговорить, как их объявили грешниками. Лица Галимы и Закира вымажут сажей. Так и проведут по деревне. Большего унижения и быть не могло. Опозоренная на всю округу, проклятая отцом Галима будет изгнана из дома. Потом ее простят. Она вернется в отчий дом, но зачахнет на глазах и в конце концов потеряет разум. Ей будет грезится, что несостоявшаяся свадьба с Закиром сыграна. Она сгинет в проруби и тем спасется. Искалеченный своими же земляками Закир покинет родную деревню, заболеет туберкулезом. Он вернется ради возлюбленной. Но его встреча с безумной Галимой станет пиком отчаяния. Несмотря на трагические события, спектакль не погружает во мрак и беспросветность, а башкирская деревня не становится царством тьмы. Режиссер сумел передать особую поэтику жизни, и беда, пронзающая ее, прозвучит не приземленно. Есть в этой истории нечто, что поднимает ее ввысь.

В излишнюю аутентичность Айрат Абушахманов, по счастью, не впал, не превратил спектакль в набор фольклорных номеров. Хотя воспроизвел обычаи и традиции башкирского народа, исторический костюм и бытовой уклад той поры, использовал национальную музыку,. И это не самоцель, не выставка достижений национальной культуры. Взято ровно столько, сколько нужно для погружения в атмосферу Гафури. К работе над спектаклем привлекли консультанта по народным обрядам Асию Гайнуллину.

Айрат Абушахманов выдвинут на соискание «Золотой маски» в номинации «Лучшая работа режиссера». Он учился в ГИТИСе на курсе Павла Хомского и Вячеслава Долгачева, ставил в Новом драматическом театре и уже выдвигался на «Маску». Сценография Альберта Нестерова (номинации «Лучший художник» и «Лучший художник по костюмам») лаконична и современна:. Ничего лишнего на сцене: задник из широких досок, за ним — перспектива зрительного зала. Казалось, бы изрядно отработанный прием, но здесь он попадает в цель. Зрители сидят на сцене. Перед ними — открытое пространство чуть декорированного зала, чем-то напоминающего мечеть. Актеры на сцене падают ниц, молятся, обращая взоры ввысь. Возникает иллюзия присутствия в мечети.

Гульнара Казакбаева, играющая Галиму, номинирована на «Золотую маску» как исполнительница лучшей женской роли. Она красива и работает сдержанно, без надрыва. Никто не рвет страсти в клочья, хотя экспрессии в материале хватает. Особенно хороши актеры старшего поколения: крепкая школа, великолепная речь и глубокий внутренний драматизм.

«Черноликих» начали репетировать пару лет назад, когда все описанное Гафури казалось далекой историей, интересной с точки зрения развития характеров. Людей и поныне одолевает те же страсти. Однако страшные события, которые потрясли мир в последние месяцы, связанные с национальной и религиозной нетерпимостью, вывели эту историю на новый уровень. Ужасно, но спектакль от этого только выиграл.




оригинальный адрес статьи