Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2008

Ловись, “Маска”, большая и маленькая

Вера Копылова, Павел Ященко | Московский Комсомолец

Награды победителям вручил сам дьявол


“Лишнего билетика не найдется? Нет билетика лишнего?” У входа в музыкальный театр Станиславского и Немировича бурлит толпа. Фойе сверкает пиджаками и обнаженными спинами дам — настоящий бал у сатаны! Тем более что руководил церемонией вручения наград фестиваля “Золотая маска” действительно сатана — Воланд.
370 спектаклей отсмотрело бедное жюри. Председатели музыкального и драматического жюри Алексей Барташевич и Леонид Десятников признались, что испытали “синдром Агафьи Тихоновны” — слишком велик выбор. В итоге 52 спектакля из 12 городов России стали участниками фестиваля. И вот все разрешилось.
Церемония началась за упокой, закончилась за здравие — технические неувязочки пришлось обыгрывать самим вручателям и режиссировать действо прямо-таки по ходу. Мессир со своей свитой (Сергей Фролов и Евгений Стычкин) куражились как могли, но актерская игра с техникой оказались не в ладу. Только мессир соберется что-нибудь эдакое сказать, как вдруг загорается экран и деловой мужской голос начинает объявлять номинантов, прервав мессира на полуслове. А далее так — вручающий дрожащими пальцами открывает конверт... А вот и нет! На церемонии решили воспользоваться техническим прогрессом, и конвертик сделали электронным. Имя победителя вручающий должен правильно прочитать с экрана. Но даже с этой задачей не справилась Илзе Лиепа. В результате на сцену выбежали и Глеб Фильштинский, получивший “Маску” за лучшую работу художника по свету, и Дамир Исмагилов, “Маску” не получивший.
Михаил Швыдкой одарил “Маской” за поддержку театрального искусства губернатора Оренбургской области Алексея Чернышева. “Между театром и властью отношения такие же, как между Машей из “Капитанской дочки” и Екатериной II”, — пошутил Швыдкой. Зато Ирина Апексимова одним своим появлением улучшила ход церемонии — по ее просьбе оркестр стал сопровождать появление конвертика барабанной дробью. Вот что значит музыка! Сразу все бодрее пошло.
Итак — итог! Не разочаровал, потому что многое было ожидаемо. И что лучшим спектаклем станет додинская “Жизнь и судьба” из Питера (большая форма) и прогремевшая в Москве “Гроза” из Магнитогорска. Неожиданно порадовались за стильную оперу театра Станиславского и Немировича-Данченко и ее дирижера Минковского. А ведь большинство было уверено, что “Маску” увезет Новосибирск — фигушки! В драме — результат тоже ожидаемый: Константин Райкин — Лир в “Сатириконе”. В опере — Ахмед Агади, казанский спектакль “Любовь поэта”. В оперетте — Владлен Павленко, мюзикл “Самолет Вани Чонкина”. Кстати, Павленко взбодрил весь зал. “Господин дирижер, — заявил Павленко, — можно я сам подирижирую?” Изумленный Владимир Понькин уступил дирижерскую палочку, и Павленко сдирижировал!
Но вот по части балета — что-то нечисто. Сразу две “Маски” — “как лучший балетный спектакль” и как “лучший хореограф” — отхватил Сергей Вихарев за реставрацию придворного балета Петипа “Пробуждение Флоры”. Комичность ситуации заключается в том, что Сергей Вихарев и не думал выступать в качестве хореографа, которым он и не является. А выступил добросовестным восстановителем рутинной классики. Сами артисты Мариинского признаются, что с превеликой неохотой танцуют “Флору”. Непонятно, отчего случилось столь странное премирование — возможно, чтобы поддержать Махара Вазиева, написавшего заявление об уходе с поста зав. балетной труппой. А может, решили многие, таким образом “Золотая маска” продвигает нового кандидата на освобождающееся кресло в Мариинском театре? Ведь сразу две “Маски” по основным балетным номинациям — это не шутки. Лучшей танцовщицей в балете вполне справедливо назвали восходящую звезду Большого Наталью Осипову (балет Туайлы Тарп “В комнате наверху”). “Маска” за лучшую мужскую роль в балете также нашла достойного — Юрия Смекалова (Тригорин в балете Бориса Эйфмана “Чайка”). Сам создатель “Чайки”, как этого и следовало ожидать, никакой маски не получил — Эйфмана “масочное” жюри не жалует.
Самый сладкий момент церемонии — когда на сцену вышли сразу несколько красивых женщин. Мадлен Джабраилова, Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Галина Кашковская получили спецприз от жюри за “самое важное” в театре Фоменко.


оригинальный адрес статьи