Театральная компания ЗМ

Пресса

7 апреля 2016

Пермский театр показал на фестивале «Золотая маска» оперу Оффенбаха «Сказки Гофмана»

Петр Поспелов | Газета «Ведомости»

Правда, показ прошел в Перми – в Москву спектакль не приехал.

Жюри, судящее спектакли музыкального театра, в полном составе прибыло в аэропорт «Большое Савино». Пермский театр оперы и балета не смог вывезти спектакль в столицу, хотя он получил целых девять номинаций – больше, чем спектакли, которыми дирижирует сам Теодор Курентзис.

Здесь Курентзис значится музыкальным руководителем проекта, а за пультом находится молодой Артем Абашев – прирожденный оперный дирижер, ведущий оперу властно, упруго и эффектно, полностью контролирующий великолепный звучный оркестр, безупречный в чистоте и стройности хор (хормейстер Виталий Полонский) и внушительный певческий ансамбль.

Трехчасовая опера Оффенбаха обретает в таком исполнении широкое дыхание и философский масштаб. Поставила спектакль молодая гречанка Катерина Евангелатос, выпускница ГИТИСа. В ее работе вполне убедительна концепция: Гофман и его спутник Никлаус, чей облик приняла сама Муза, трижды оказываются перед новыми дверьми. За ними их ждут три возлюбленные поэта, и каждая являет собой испытание, из которого он выходит проигравшим. В финале от него ускользает и собирательный образ Стеллы – красавица уходит к интригану-сопернику. Остается лишь само искусство, в котором несчастный творец может найти утешение. Нехитрый замысел разыгран умело и психологически достоверно: дебютантка явно обладает даром оперного постановщика – ее мизансцены органичны и ненавязчивы (перебор разве что с сексуальной пантомимой), сцена живет (художник Галя Солодовникова), характеры движутся.

«Масочный» показ «Сказок Гофмана» мог и не состояться: незаменимый исполнитель главной роли Тимоти Ричардс заболел, но, спасая общее дело, героически вышел на сцену. Никаких следов болезни в его голосе, впрочем, не обнаружилось: большую и сложную партию валлийский тенор провел пластично, гибко и стильно – и обликом он был настоящий поэт, растерянный, иногда жестокий ребенок, не умеющий встречать жизненные невзгоды.

Его возлюбленных пели три разные певицы: в партии куклы Олимпии, которой режиссер вменила в обязанность стриптиз, показала холодную точность Надежда Павлова. Напротив, образ певицы Антонии в исполнении Зарины Абаевой оказался трогательным и теплым. Айсулу Хасанова представила Джульетту типичной femme fatale. В немой роли Стеллы поразила статью хореограф Мария Сиукаева. Но едва ли не главная женская партия принадлежала Музе/Никлаусу: меццо-сопрано Наталья Буклага сыграла по большей части брючную роль, органично объединив лирику, драматизм и пародию. А вот всех злодеев исполнил, как это нередко делается, один певец – румынский бас Йонуц Паску, ставший достойным антагонистом главного героя. В большом ансамбле пермских артистов, исполнивших второстепенные партии, выделился острохарактерный тенор Сергей Власов, чьи несколько ролей соперничали друг с другом вычурностью рисунка.

Фестивальный спектакль, показанный в домашних стенах, подтвердил тем, кто добрался до Урала, одно из лучших качеств Пермской оперы – умение делать общее дело.



оригинальный адрес статьи