Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2008

Северная Венеция готова к маскараду

Екатерина Васенина | Новая газета





С 14-й церемонии театральной премии «Золотая маска» Петербург увез львиную долю наград — венецианских масок, нарисованных 15 лет назад для фестиваля театральным художником Олегом Шейнцисом. Качество петербургского театра оправдало политический тренд: все лауреаты — достойнейшие.

Судите сами. Наконец отмечена как лучшая оперная певица Лариса Гоголевская, «открытая» заново несколько сезонов назад Дмитрием Черняковым, ее партия в «Енуфе» Яначека Мариинки исполнена очень глубоко. Спецприз критики ушел Андрею Могучему за «Иванов» по Гоголю. Валерий Фокин получил спецприз драматического жюри за возрождение Александринского театра — серия премьер по Чехову, Гоголю, Достоевскому в этом безусловно убеждает. Спецпризом награжден петербургский художник по свету Глеб Фильштинский. Даже странно, что у него и Дамира Исмагилова, московского мэтра театрального света, до сих пор не было «Золотой маски», — именно с них начали говорить об осветителях: «художник по свету».

В «большой» драме лучшей признана «Жизнь и судьба» Льва Додина — эта нашумевшая композиция по роману Василия Гроссмана, осуществленная при поддержке «Норникеля» (компания возила студентов-актеров по лагерям), уже в списке номинантов выглядела победителем. «Маску» за «малую» драму, где замечательных спектаклей было очень много, увез в Магнитогорск Лев Эренбург.

Балетные новации награждены адресно: лучшей балериной признана первая солистка Большого Наталья Осипова за партию в сложнейшем современном балете Твайлы Тарп «В комнате наверху», прошедшем в рамках вечера американской хореографии. Лучшим балетом минувшего сезона признана реконструкция анакреонтического балета «Пробуждение Флоры» — умения балетмейстера-реставратора Сергея Вихарева, восстановившего балет 1894 года, подарок императорской семье в честь замужества великой княжны Ксении Александровны, признаны более актуальными, чем современные постановки.

В современном танце лучшей снова стала екатеринбургская компания «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой — ее «После вовлеченности. Диптих. Часть вторая» знаменует новый этап, нацеленный на очевидную профессионализацию русского современного танца в целом.

Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в 2007 году, стала «Обратная сторона Луны» канадца Робера Лепажа. Тревожный, смешной, горький и растерянный монолог одинокого человека, переживающего отсутствие в современном мире больших идей, общих на все человечество, как личную драму, оказался близок очень многим. Освоение космоса было, наверное, последней такой большой идеей, и преобладание романтического начала в освоении космоса советской стороной, очевидно, завораживает Лепажа.

136 номинантов, 38 врученных «Масок». 14-я «Маска» качеством показанных спектаклей убеждает в том, что планку можно еще поднимать.


оригинальный адрес статьи