Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2016

«Золотая Маска» превратилась в цирк

Марина Шимадина | Интернет-издание Teatral-online

По общему мнению, в этом году церемония награждения удалась как никогда. Режиссер Евгений Писарев и художник Зиновий Марголин превратили сцену Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в цирковую арену, а ведущих Павла Акимкина и Юлию Пересильд – в эксцентричных коверных, виртуозно менявших фантастические костюмы.

Вместе с артистами команды «Антикварный цирк» они сбивали торжественный пафос вечера и помогали унять дрожь в голосе и в ногах выходящим на сцену лауреатам, которые благодарили мам и пап, жен и мужей, партнеров и режиссеров, драматургов и даже Михаила Юрьевича Лермонтова и раз двадцать умудрились произнести слово «волнительно». Конечно, от волнения.

Такая неформальная церемония задала правильное настроение праздника, карнавала, а не вручения правительственных наград. Ведь в конце концов, не столь важно, кто именно получил заветную «Маску» – призов все равно не хватило бы на всех достойных.Когда в одном списке номинантов оказываются Гинкас и Фокин, Бутусов и Женовач, Серебренников и Бородин, Жолдак и Кастеллуччи, то выбор «сильнейшего» становится весьма условным. В этой компании мог бы быть и великий Роберт Уилсон, но Театр наций снял с конкурса номинированные экспертами «Сказки Пушкина».

Важно, что этот грандиозный трехмесячный марафон состоялся и показал потрясающее разнообразие современного русского театра, его внушительный диапазон – от вполне традиционных постановок до смелых экспериментов, выходящих далеко за рамки привычного конвенционального театра. Правда, жюри проявило консерватизм взглядов, наградив более-менее традиционные постановки и проигнорировав современный авангард.

Лучшим драматическим спектаклем большой формы признали прелестно-игривый «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски, сделанный в лучших традициях «Мастерской Петра Фоменко». А приз за «малую форму» взял спектакль «Школы драматического искусства» «О-й. Поздняя любовь» – приятный во всех отношениях, но не столь новаторский, как прежние постановки Дмитрия Крымова.

Его главная героиня Мария Смольникова (на фото - слева) получила и премию за лучшую женскую роль, обойдя великолепную Наталью Тенякову в «Юбилее ювелира» МХТ им. Чехова. Видимо, фамилия режиссера спектакля Константина Богомолова настолько раздражает некоторых членов жюри, что за ней они не увидели даже невероятно сильную работу Олега Табакова. И премия за лучшую мужскую роль досталась молодому актеру Сергею Волкову в ансамблевом спектакле Юрия Бутусова «Кабаре Брехт» Театра им. Ленсовета.

«Школа драматического искусства» победила и в конкурсе «Эксперимент» с проектом «Звуковые ландшафты» – музыкальным перформансом композитора Петра Айду, где вместо инструментов звучат старинные шумовые машины. Хотя самым радикальным экспериментом в этой номинации нельзя не признать проект Remote Moscow знаменитой немецкой группы Rimini Protokoll, где нет вообще ни актеров, ни сцены, а зрители ходят с наушниками по городу, который в этот момент становится для них тотальным театром.



Самым смелым решением жюри можно признать награждение режиссера Андрея Могучего за спектакль «Пьяные», соединившего новую драматургию Ивана Вырыпаева и старую мощную актерскую петербургскую школу. Хотя его заслуга не только в этом, а шире – в возрождении БДТ имени Товстоногова после долгой спячки и ударный сезон с четырьмя сильными и очень разными премьерами, три из которых вошли в конкурс «Маски». А команде «Пьяных» достался еще и спецприз жюри за актерский ансамбль – действительно, великолепный.

Второй спецприз жюри присудило эффектному спектаклю Красноярского ТЮЗа «Алиsа» за «яркий образец спектакля-феерии», хоть немного компенсировав этим отсутствие «Масок» у провинции, хотя, скажем, ярославский «Месяц в деревне» Евгения Марчелли и новосибирские «Элементарные частицы» Семена Александровского составляли достойную конкуренцию столичным театрам.

На этом фоне настоящим прорывом выглядят целых две «Маски» (лучший спектакль и лучшая работа художника) у пермского Театра кукол за «Толстую тетрадь» Александра Янушкевича – смелый спектакль по роману Аготы Кристоф со страшными, босховскими образами войны. Столько же призов (лучшая работа режиссера и актера) досталось и петербургскому театру Karlsson Haus за спектакль Алексея Лелявского «Ваня» – печальную сказку для взрослых, где добро не побеждает зло...

В общем, с выбором жюри можно спорить и не соглашаться, но при огромном количестве номинантов оно не стремилось раздать «всем сестрам по серьгам» и не ограничивало себя принципом «по одной Маске в руки», и такая принципиальность достойна уважения. Как и выступление председателя жюри Михаила Бычкова со словами, что профессиональное сообщество в состоянии само вести дискуссии и принимать решения без помощи чиновников, которые в последнее время стремятся указывать искусству идеологически правильные пути. И вот с этим нельзя не согласиться.



оригинальный адрес статьи