Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2016

Герои нашего времени

Майя Крылова | Интернет-издание Teatral-online

Итоги «Золотой маски» по музыкальному театру

Автору этих строк непросто писать об итогах музыкальной части «Золотой маски». Автор была членом экспертного совета и, само собой, прикипела душой к соискателям наград, сознавая при этом, что в искусстве не бывает равенства, от ошибок никто не застрахован, а выбор делать нужно. Чувство мирового равновесия утешается в этой неоднозначной ситуации лишь тем, что в то время, как ты критикуешь решения жюри, оно ровно то же самое (в стиле «куда они смотрели?!» и «как они могли?!») говорит о решениях экспертного совета, предоставившего судьям список номинаций.

Оперетта/мюзикл

Приз за лучшую женскую роль досталась Оксане Костецкой (Крестная в мюзикле «Всё о Золушке» московского Театра Мюзикла). В отсутствие ярко выраженного лидера у женщин свою роль, видимо, сыграла соревновательная лотерея: в той же «Золушке» была, например, на редкость колоритная Мачеха (Елена Моисеева).

Иной расклад в номинации «Лучшая мужская роль»: победа Призрака оперы Дмитрия Ермака с его ярким голосом и сценической харизмой кажется безоговорочной. Молодой режиссер Алексей Франдетти (на фото), видимо, понравился умением создавать добрый сценический уют: его прелестное камерное «Рождество О’ Генри» в Театре Пушкина преодолело даже часто бытующее у музыкальных деятелей традиционное предубеждение против поющих драматических актеров.

Тем не менее приз за лучший спектакль (им стала шикарная обликом «Голливудская дива») уехал в Петербург, в Театр музыкальной комедии, и далеко не в первый раз. Хочется поздравить театр, который из года в год выигрывает «Маски» за постановки качественных и «незатасканных» мюзиклов. А оперетт в номинации не было ни одной. По объективным причинам.

Балет и современный танец

Распределение частных номинаций в балете вызвало, признаться, недоумение. Оба приза получили артисты Театра балета Бориса Эйфмана. Спору нет, и Любовь Андреева, и Олег Габышев адекватно воплотив дерганую «психоаналитическую» хореографию автора, вывезли на себе спектакль «Up&Down» (по роману Скотта Фицджеральда «Ночь нежна»). Но как можно было пройти мимо блистательных работ плеяды артистов Большого театра в балете «Герой нашего времени»? Не отдать должное Денису Савину, Вячеславу Лопатину, Владиславу Лантратову, Ольге Смирновой и Екатерине Шипулиной?

Правда, сам балет был признан лучшим в категории «Спектакль», что в целом справедливо: это эксклюзивный проект со специально написанной музыкой и оригинальными находками, хотя ни балетмейстер Юрий Посохов, ни режиссер Кирилл Серебренников (они вместе работали над «Героем») отмечены не были.

Как и «Тщетная предосторожность» из Екатеринбурга, в постановке Сергея Вихарева, пострадавшая, как думается, прежде всего (но не только), из-за сценографии по мотивам живописи Ван-Гога, видимо, показавшейся жюри неуместной в попытке реконструкции старинного балета.

Бесспорный лидер недавних «Масок» уральский балетмейстер Вячеслав Самодуров тоже не получил ничего. Хотя его балет «Занавес» (повесть о театральном закулисье) в том же екатеринбургском театре – как минимум нетривиален.

Закономерна победа приглашенного Пермским оперным театром иностранного гостя Дагласа Ли – за современный балет «Когда падал снег»: новая, достаточно оригинальная для России работа, в которой пермская труппа показалась с наилучшей стороны. Можно вообразить, как трудно было жюри выбрать хоть что-нибудь в дерзкой номинации «Современный танец», где привычные каноны не работают. И можно без тени сомнения поздравить хореографа Александра Пепеляева с победой за «Лучший спектакль современного танца».

«Кафе «Идиот» – неординарный взгляд на роман Достоевского – хотя наверняка и вызвал у судей жаркие дискуссии, но свое получил. Пепеляев ранее неоднократно выдвигался на «Маску», но взял ее впервые, отчего в кулуарах шутил, что чувствует себя Леонардо Ди Каприо на «Оскаре».

Странен выбор в номинации «Работа дирижера в музыкальном театре»: судьи как бы не заметили Теодора Курентзиса (неужели под лозунгом «он уже не раз награждался?») – и дали награду саратовцу Юрию Кочневу (на фото). Оба претендента, кстати, представили на «Маску» раритеты: Курентзис – не так давно найденную музыку молодого Шостаковича, Кочнев – балет Прокофьева «Стальной скок», чем наверняка и понравился судьям: на дворе – прокофьевский юбилей, да и «Скок» с момента премьеры (90 лет назад в антрепризе Дягилева) в России никогда не ставился.

Опера

Победа Хиблы Герзмавы за партию Медеи в одноименной опере была вполне предсказуема: всенародная популярность певицы и ее огромный талант никого не оставят равнодушным, тем более в такой особенной роли, когда от Герзмавы-Медеи мурашки бегут по коже.

Конкурс певиц в этом году был очень сильным, и жаль, что «Маску» можно дать лишь одну. Почти то же самое – в мужской номинации. Жюри не позавидуешь: как выбрать между отменными Дмитрием Ульяновым-Хованским, Владимиром Чеберяком-Ганди и Алексеем Татаринцевым-Ромео? В итоге приз достался сладкоголосому Татаринцеву.

«Медея» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – одна из сильнейших оперных постановок прошлого сезона – конечно, принесла победу ее создателю, режиссеру Александру Тителю.


Его же «Хованщина», построенная на стильно-холодноватом анализе перманентной русской смуты, выиграла конкурс оперных спектаклей, что порадовало многочисленных поклонников спектакля. Понятно, за что в композиторской номинации получил награду Илья Демуцкий: достаточно традиционная музыка к балету «Герой нашего времени» соперничала с постмодернистскими опусами, у которых не было шансов на победу, а также с Раймондом Паулсом.

Но встает вопрос о победителе-дирижере. Выиграла добротная, спору нет, работа Андрея Лебедева в «Ромео и Джульетте» Новой оперы. Но в списке номинантов были куда более яркие достижения: Артем Абашев в пермских «Сказках Гофмана», тот же Курентзис с чудесным по трактовке музыки «Дон Жуаном», Филипп Чижевский в авангардных «Сверлийцах»…

Творческий подвиг Екатеринбургского оперного театра – постановку «Сатьяграхи» (на фото - создатели спектакля) минималиста Филипа Гласса – жюри отметило лишь спецпризом за работу хора (действительно уникальную). К счастью, спетую на санскрите оперу о Ганди дружно поддержали критики, вручившие спектаклю свой профессиональный приз. Это была последняя премия критики на «Маске»: комиссия по реформированию Положения о премии данный пункт устава отменила. Что очень жаль. Иной раз – и часто! – не помешает корректирующий взгляд соседа. Дало же нынешнее жюри «Маски» еще один – и справедливый! – спецприз. Его получил замечательный певец Александр Виноградов за партию Фигаро в спектакле Большого театра «Свадьба Фигаро». А вот экспертный совет эту работу, увы, проморгал. Что касается третьего спецприза, то присуждение – с формулировкой «За художественную целостность и красоту воплощения идеи» – детской опере-квесту «Путешествие в страну Джамблей» (Пермь) – очевидная дань качеству постановки.

Постскриптум

В номинации «Эксперимент» отмечен необычный спектакль «Звуковые ландшафты» (театр «Школа драматического искусства»), в котором художественное пространство возникает в звуках, извлекаемых из разного рода устройств – производителей театральных шумов. Увы, ничего не получила яростная экспериментальная «Земля» – пластический проект Максима Диденко и Александринского театра по мотивам легендарного фильма Довженко. По количеству победителей на этот раз лидирует столица: большинство музыкальных премий осталось в Москве, что не всегда оправдано. Огорчает, но, увы, не удивляет (поскольку неслучайно) отсутствие среди лауреатов спектаклей Мариинского театра, который в прошлом сезоне не показал ни одного хореографически качественного нового балета, да и с хорошими постановками опер тоже проблемы.

Подводя итоги, скажем: еще до начала работы музыкального жюри у многих, в том числе и у автора этих строк, возникали сомнения. Казалось, что решения по наградам будут чересчур консервативными. Потом пришла мудрая мысль, что не стоит ставить телегу впереди лошади и кликушествовать заранее, а нужно подождать конкретных решений. Не говоря уже о разбросе мнений, которые пришлось услышать после церемонии награждения, когда члены театрального сообщества – как всегда! – то поздравляли кого-то с победой, то проклинали чей-то неправильный выбор.

Если вы возьметесь назвать хотя бы год за более чем двадцатилетнюю историю «Золотой маски», когда всё всех устраивало - вы потерпите фиаско. Но никто не возразит, что на этот раз сама церемония награждения, нарядная и праздничная, была хороша. Она проходила в ликующей атмосфере клоунского представления. Да и консерватизм жюри оказался умеренным, а многие награждения - точными, за что судьям «Маски» огромное спасибо. Будем надеяться, что в следующий раз новое жюри проголосует и за более неожиданные творения. Ведь напомнил же заместитель министра культуры Александр Журавский, что «любой театр хорош, кроме скучного».



оригинальный адрес статьи