Театральная компания ЗМ

Пресса

21 мая 2008

Столица увидит шотландскую обочину

Глеб Ситковский | Газета

В российской столице нет недостатка в фестивалях - они сменяют друг друга фактически в режиме нон-стоп на протяжении всего сезона. Теперь к общему множеству театральных празднеств добавится еще одно - фестиваль «Эдинбургский Фриндж в Москве», о чем и было вчера объявлено на пресс-конференции в Центре имени Вс. Мейерхольда. Попытка сделать эдинбургскую прививку отечественному фестивальному движению предпринята совместно «Золотой маской» и Британским советом в России.


Все существующие в России фестивали, как бы сильно они ни разнились, имеют общую особенность: их программы формируются или одним конкретным человеком, или группой людей. Эдинбургский Фриндж (с английского fringe переводится как "обочина") - совсем другая история. Пойди подирижируй фестивалем, на котором за четыре недели августа можно увидеть десятки тысяч представлений на сотнях сценических площадок - ни одна, даже самая сплоченная, команда экспертов с этим не справилась бы. Фриндж уравнивает в правах талантов и бездарей, позволяя всякому, даже самому захудалому, театру привезти на фестиваль свою постановку. Лишь бы актеры деньги за аренду площадки платили, а там хоть трава не расти. Это настоящая фестивальная демократия: дескать, пускай зрители сами разберутся, что на Фриндже хорошего, а что дурного. И публика с удовольствием включается в эту азартную игру. Каждый август по эдинбургским улицам бродят толпы зрителей. Самые прилежные успевают за день посмотреть по шесть-семь спектаклей, а в промежутках между ними - еще и несколько уличных представлений.

Форум, который пройдет в Москве с 26 мая по 5 июня, хотя и называется «Эдинбургский Фриндж в Москве», к шотландскому Фринджу отношение имеет весьма косвенное. Хотя бы потому, что у этого фестиваля, как и у всех прочих в России, имеются свои отборщики. В формировании афиши приняли участие генеральный директор фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина, директор Британского совета в России Мартин Хоуп, а куратором программы стала критик Марина Давыдова. Все вышеперечисленные люди прекрасно сознавали, что атмосферу Фринджа невозможно в одночасье воссоздать на российской почве, и поэтому ограничились тем, что привезли в Москву несколько спектаклей, имевших в Эдинбурге особый успех. Предполагалось, что программу сформируют три российских и три британских спектакля, но в последний момент «Белая история» - постановка петербургского «Комик-треста» - выпала из афиши из-за болезни актера. Таким образом, паритет нарушился, и теперь на фестивале покажут только два российских спектакля: "Школа для дураков" (петербургский Формальный театр, режиссер Андрей Могучий) и "Русская тоска" (московский театр "Около дома Станиславского", режиссер Юрий Погребничко) - оба в свое время имели немалый успех в Эдинбурге. Британский театр представлен тремя постановками, имеющими весьма разнообразную жанровую природу. "В свободном плавании" (театр "Хойполой" и "Хью Хьюз Продакшнз") - это stand-up comedy. "Дамаск" (театр "Траверс") - типичный продукт "новой драмы", спектакль по пьесе современного шотландского драматурга Дэвида Крейга. "Предлагаемые обстоятельства" (театр "Третий ангел") - групповая актерская импровизация, так называемый devised theatre, или "изобретенный театр", в котором нет ни драматурга, ни режиссера. Организаторы вовсе не настаивают на том, что они привезли в Москву шедевры. Они видят в этом фестивале хороший повод поговорить на круглых столах и семинарах об опыте эдинбургского Фринджа, а там, глядишь, через несколько лет создать нечто похожее в России. Может быть, не в Москве, где этот праздник неизбежно затеряется среди других событий, а где-нибудь в провинции. Гендиректор "Золотой маски" Мария Ревякина подтвердила, что разговоры об этом уже переведены в практическую плоскость.




оригинальный адрес статьи