20 сентября 2016

Режиссер Кама Гинкас ищет в Саранске архитектурные изыски арт-нуво

Мила Мельникова | Газета «Известия Мордовии»

С 20 по 26 сентября саранские зрители смогут посмотреть спектакли прославленных московских драматических коллективов «Мастерской Петра Фоменко» и МТЮЗа.

Благодаря федеральной программе «Лучшие спектакли в городах России», получившей финансовую поддержку Президентского гранта, жителям регионов предоставляется замечательный шанс вживую увидеть постановки, отмеченные национальной театральной премией «Золотая Маска».

Кстати, пять лет назад в Саранске уже показывались «масочные» спектакли «Табакерки», принятые местной публикой на «ура!». И теперь, насколько известно, зрители ещё месяц назад начали атаковать театральные кассы, заблаговременно запасаясь билетами.

Первыми 20 и 21 сентября на сцену Республиканской оперы выйдут актеры Московского ТЮЗа с постановкой Генриетты Яновской по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь».

А накануне организаторы созвали журналистов республиканских СМИ на пресс-конференцию почему-то в шесть часов вечера. Как выяснилось, подобный расклад вызвал не меньшее недоумение и у приглашенных для общения с прессой режиссёров МТЮЗа Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. «О чем говорить, если никто ещё не видел нашего спектакля», - пожила плечами Генриетта Наумовна.

«Зато как тут красиво и солидно, - иронично отметил Кама Миронович, восторженным взглядом окинув интерьер театрального конференц-зала с громадным столом из дорогого светлого массива, инкрустированным элементами национального орнамента, - в Москве такого не встретишь. Я думал, тут Президента встречают, а оказалось нас».

Но коли, организаторами так решено, народным артистам России пришлось отвечать на общие вопросы, делясь своими мыслями о сущности творчества и его нужности в современном обществе.

«Мы не знаем, какая публика в Саранске, Тюмени или Мюнхене, - призналась Генриетта Яновская, - публика, конечно, везде разная и артистам всегда интересна реакция зрителей, мы каждый раз чувствуем дыхание и настроение зала. Но, в любом случае, на спектакли приходит особенная публика, наша, своя, те, кто интересуется театром».

Отвечая на вопрос о том, какие спектакли востребованы зрителем, Кама Гинкас коротко ответил: мол, не важно даже на каком языке он поставлен, «он интересен даже иностранцам, если он «про человеков» - с их чувствами, любовью, терзаниями, что есть в жизни каждого».

Говорили супруги-режиссёры, два года назад отметившие «золотой» юбилей совместной жизни, попеременно, иногда перебивая, иногда дополняя друг друга. Оба, кстати, ученики Георгия Товстоногова, более полувека посвятившие театру, но в творчестве соблюдают персональную автономию. Совместного – одного на двоих спектакля никогда не выпускали. Заверяют, будто между ними существует своеобразное творческое соперничество и творческая ревность, которые служит отличным стимулом к новым идеям и их воплощению на сцене. Но оба с уважением относятся к тому, что создает другой, и прислушиваются к советам и замечаниям друг друга.

Оба с восторгом отзывались о постоянном соавторе своих постановок – художнике Сергее Бархине «на сегодня лучшем сценографе современности». В Саранск он с театром не приехал, но посоветовал друзьям: «Там в самом центре города есть постройки в архитектурном стиле арт-нуво, обязательно пройдитесь по улицам, посмотрите!»

«А ещё в любом городе мне интересно посетить местный рынок, - не скрывает Кама Миронович.

Тут уж я не удержалась: «А в Музей Эрьзи не хотите?».

«Эрьзи?, - удивился Гинкас, - что там в музее? Скульптуры? Я узнал об этом гениальном художнике в 16 лет, его ни на что другое не похожие произведения сразу, как только о них стало известно в нашей стране привлекли моё внимание. Великий мастер! Надо обязательно сходить в музей!»

Через полтора часа пресс-конференция завершилась. А на сцене полным ходом монтировались декорации. Московские актеры спешили в гримёрки саранского оперного театра. Им ещё предстояла «примерочная» вечерняя (по сути ночная) репетиция уже сотни раз отыгранного спектакля. А днем перед спектаклем ещё одна – «чистовая». Так принято у Яновской и Гинкаса. Чтобы зрителю показать во всех смыслах безупречный «продукт».

Фестивальную эстафету в Саранске продолжат актеры «Мастерской П.Н. Фоменко» 24 сентября они покажут инсценировку «Война и мир. Начало романа» Л.Толстого, осуществленную ещё самим Петром Наумовичем в соавторстве с канадским режиссёром Эвереттом Диксоном, который учился мастерству на курсе Фоменко. А 26 сентября - комедию А. Островского «Волки и овцы» (12+), поставленную ещё одной ученицей Фоменко, китаянкой Ма Чжен Хун.



оригинальный адрес статьи

Пресса