Театральная компания ЗМ

Пресса

23 мая 2008

Начнем с обочины

Валерий Золотухин | Ведомости. Пятница

Возможен ли в России независимый театральный смотр по примеру Эдинбургского Фринджа — пять спектаклей помогут нам это понять.

В программу небольшого фестиваля, организованного «Золотой Маской» вместе с Британским Советом (куратор — критик Марина Давыдова), вошли участники Фринджа разных лет: два российских и три английских спектакля, а также «читки» пьес драматурга Марка Равенхилла. Это примерно 1/400 от афиши знаменитого независимого фестиваля, получившего свое название от английского fringe — край, обочина. Вышла антология историй о том, как изобретательно придуманный спектакль — вопреки всякой иерархии — может прийти к успеху.

В открытом океане

Мальчишкой Шон Дейл-Джонс прочитал в местной уэльской газете первоапрельскую шутку, что его родной островок Англси уплыл в океан. Через двадцать лет он поставил об этом спектакль «В свободном плавании», поселив на дрейфующем острове персонажа Хью Хьюза, которого сам и сыграл. Для его крошечного театра Hoipolloi (Дейл-Джонс и несколько коллег) поездка на эдинбургский Фриндж в 2006 году оказалась решающей: монолог всклокоченного Хьюза заметили, пригласили на гастроли в Ливерпуль, Нью-Йорк, Лондон.

Другой спектакль — «Предлагаемые обстоятельства» театра «Третий ангел» — родился из 30-минутного монолога о браке, который произносила актриса от лица замужней женщины. Игрался он на пустой сцене, постепенно загромождавшейся мебелью и вещами. Потом монолог вырос в спектакль с двумя персонажами, гастролировал по Англии и в 2007 году попал на Фриндж.

«Дамаск» Дэвида Грейга — комедия о незадачливом авторе, приехавшем в Сирию продавать свой учебник английского языка и оказавшемся в ловушке из-за взрыва в аэропорту. Идет спектакль в театре Traverse — шотландском аналоге лондонского Royal Court, где ставят только новую драматургию. В нем занято пять актеров, и по сравнению с предыдущими поста­новками это «крупная форма». Два других — короткие, компактные спектакли, готовые переезжать из города в город и моментально приспосабливаться к чужим площадками. Каждый август такие сотнями съезжаются в Эдинбург в надежде быть замеченными. И, как часто оказывается, не зря.

Пять звезд. Билетов нет

«Этот фестиваль чем-то похож на Олимпийские игры, момент соревновательности на нем близок к спорту», — рассказывает о Фриндже петербургский режиссер Андрей Могучий. Зрители оказываются перед огромным выбором, на что им пойти. В 2007 году за три недели здесь была показана в общей сложности 31 тысяча (!) спектаклей на 250 площадках (от крупных театров до комнат в отеле), разбросанных по всему городу. «Наши первые спектакли шли отнюдь не при полном зале. Даже критиков привлечь при таком выборе — очень непростая задача. Однако вышли статьи, затем мы получили приз Fringe First, и зал был забит до конца наших гастролей», — вспоминает Могучий.

Его спектакль «Школа для дураков» побывал в Эдинбурге в 2001 году и привез оттуда награду, которая в конце каждой фестивальной недели вручается газетой Scotsman и служит для зрителей чем-то вроде маячка, сообщающего, что нельзя пропустить. Этим призом в 1997 году была отмечена и «Русская тоска» Юрия Погреб­ничко (московский театр «Около дома Станиславского»). «Мы играли спектакль в здании, где сейчас заседает Шотландский парламент, — вспоминает директор театра “Около” Константин Заславский, — и совсем не вкладывали деньги в рекламу. Через несколько дней после начала гастролей вышла газета с рейтингами спектаклей, и нашему дали пять звезд. Буквально через два часа билеты были распроданы на все дни вперед».

Ярмарка спектаклей

С каждым годом все чаще раздаются жалобы: ориентироваться в программе Фринджа становится невероятно сложно. В отличие от проходящего одновременно Эдинбургского международного фестиваля, приехать на Фриндж может любой театр, оплатив расходы. «Это такая ярмарка, — объясняет Могучий. — Покупаешь место и привозишь свой товар. Сюда же съезжается множество продюсеров со всего мира, которые делают свои предложения». «В отличие от Москвы, где все театры крепко закреплены в своих нишах, Фриндж — иначе устроенное, более свободное театральное пространство, — считает Константин Заславский. — Прошло десять лет, и до сих пор, когда нас куда-то приглашают, этот приз имеет важное значение для организаторов. За ним авторитет неформального фестиваля». Зачем программа «Эдинбургский Фриндж в Москве» фестивалю «Золотая маска»? Директор «Золотой маски» Мария Ревякина поясняет: важно понять, возможен ли подобный феномен в России, и если да, то в каком городе его можно было бы проводить. Это, конечно, пока не повод собирать чемоданы с реквизитом. Но ведь и 60 лет назад никто не давал отмашки тем восьми не приглашенным на фестиваль труппам, которые просто приехали в Эдинбург, сыграли спектакли и изобрели один из самых эффективных способов заявить о себе.


оригинальный адрес статьи