7 октября 2016

Что у трезвого на уме. Рижанам покажут спектакль питерского БДТ «Пьяные»

| Интернет-издание «Delfi»

Сколько надо выпить, чтобы сыграть пьяных? Можно ли считать алкоголь скрепами русского народа? Можно ли пить, но без мата? Накануне лауреата российской премии "Золотая маска" спектакля "Пьяные", в котором 14 артистов БДТ открывают душу на наклонной плоскости, его создатели встретились с журналистами.

14 человек, не пьющих каждый день, волею случая оказываются под суровым градусом, который неожиданно позволяет им раскрепоститься и переосмыслить жизнь. Ведь у каждого крутится в голове тема, которую они каждый день сознательно загоняют в самый темный уголок сознания и всеми силами пытаются забыть о ее существовании, чтобы не болело. Но что у трезвого на уме, то у пьяного на языке…

"Конечно, это не бытовая пьеса. Согласно суфийской символике, пьяные — это искатели истины, а вино — это поток божественных откровений, - говорит о пьесе Ивана Вырыпаева режиссер спектакля и друг автора Андрей Могучий. - В своем обычном, "невозрожденном", состоянии человек рассматривается суфиями как "мертвый" или "спящий" по отношению к духовному миру. Наивысшее состояние человека — любовь. Опьянение — это метафора просветления, ощущение подлинного течения жизни, чуда, происходящего прямо сейчас. Любовь — главная тема пьесы. В течение одной ночи с героями происходят чудесные превращения. У каждого есть шанс изменить свою жизнь — об этом спектакль".

В оригинале пьеса содержала ненормированное количество ненормативной лексики, вполне естественной для того состояния, о котором шла речь. Нынешние российские законы и установки БДТ такого не позволяют, поэтому, сразу решив, что пьесу ставить надо, Могучий обратился к автору с просьбой провести авторскую редактуру, на что Вырыпаев ответил: я родил ее в таком виде, и не могу резать себя по живому, но вы делайте, что хотите. В итоге нецензурная лексика превратилась в цензурную брань, с которой согласны не все актеры. По мнению Василия Реутова, после редактуры пьеса потеряла много. Анатолий Петров, напротив, убежден, что они "умудрились ничего не испортить".

Актеры рассказали, что для вживания в роль коварных литров не потребовалось, актерская профессия позволяет войти в состояние без допинга – посмотрев на возливающих в Youtube, побалансировав по наклонной плоскости сцены и просто произнеся очень точный текст Вырыпаева, которые, по мнению Карины Разумовской, вполне в состоянии заменить бутылку.

На вопрос, можно ли считать алкоголь русскими скрепами, Василий Реутов сообщил, что уже 5 лет не пьет, но раньше проблемы были. "Алкоголь – это плохо и вредно, а никакие не скрепы", - подытожил он.

Актеры вспомнили забавную историю, как на мосту неподалеку от театра перед каждым спектаклем в одиночном пикете стоял молодой человек – борец с пьянством под лозунгом "Прекратите спаивать русский народ". На предложение сперва посмотреть спектакль, пикетирующий ответил решительным отказом. И даже пьесу читать отказался: "Она, наверное, порочная!" В общем, старо как жизнь: не читал, но мнение имею.

По счастью, у жителей Латвии есть возможность составить свое мнение, а возможно – переосмыслить свою жизнь.

Генеральные партнеры "Золотой Маски в Латвии"- компания "Северсталь" и Rietumu Banka. Фестиваль в Латвии проводит компания Art Forte при поддержке Министерств культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, Рижской думы, Вентспилсской думы, Лиепайской думы, Государственного Фонда культурного капитала Латвии, Посольств Латвийской Республики и Российской Федерации и Управления Рижского Свободного порта. Билеты на спектакли "Золотой Маски в Латвии" доступны в сети Biļešu Paradīze.



оригинальный адрес статьи

Пресса