Театральная компания ЗМ

Пресса

23 мая 2008

Хорошие вещи с барахолки

Роман Должанский | Коммерсант Weekend

"Эдинбургский фриндж", если кто не знает, — это фестиваль, хоть и знаменитый на весь мир, но очень некачественный, в отличие от Международного фестиваля, который проходит в Эдинбурге в то же время, что и "Фриндж". Качество спектакля при его отборе на "Фриндж" вообще никого не волнует. Большинство спектаклей приезжает в Эдинбург самотеком, за свои кровные, на свой страх и риск. Любой читатель "Weekend", имеющий свободные тысяч тридцать фунтов, может стать участником Эдинбургского фестиваля. Что показывать — это ваше личное дело. Будет ли кто-то это смотреть — личное дело каждого из зрителей. Количество названий в афише "Фринджа" давно перевалило за тысячу, и борьба идет за каждого зрителя, которого буквально за рукав прямо с улицы тащат на представления.

Разумеется, нет правил без исключений. И в Эдинбурге есть театральные площадки, которые ведут собственную художественную политику и отбор спектаклей. Именно в таких театрах появляются в рамках эдинбургского офф-фестиваля спектакли, выделяющиеся на фоне бесконечной фринджевской самодеятельности. На каждой помойке, как известно, можно отыскать неплохую вещь. Вот и "Золотая маска" наскребла в Эдинбурге три спектакля, которые не стыдно показать.

Во-первых, это сделанный в жанре комедии стенд-ап спектакль "В свободном плавании" ("Floating"). Плывет там целый остров, якобы отколовшийся в 1982 году от Уэльса и отправившийся в мировой океан. На островке остался человек по имени Хью Хьюз — собственно, он сам и стоит теперь на сцене, рассказывая зрителям всевозможные смешные и абсурдные истории из своего островного опыта. Своего рода британский привет Евгению Гришковцу. Во-вторых, это симпатичная семейная история под названием "Предлагаемые обстоятельства" ("Presumption") — про то, как давно живущие вместе мужчина и женщина пытаются заново найти друг друга. "Спокойная любовь воспринимается как оксюморон, это признание поражения, первый шаг к домашним тапочкам и курительной трубке, — объясняют создатели спектакля. — Мы говорим о старении вместе, мы хотим иметь плечо, на которое можно опереться".



Наконец, это "Дамаск" — пьеса известного драматурга Дэвида Грейга. Сюжет такой: англичанин приезжает в столицу Сирии, селится в гостинице и постепенно, сам того не желая, настолько втягивается в местную жизнь, что теряет уверенность в том, что может и хочет вернуться на родину. С точки зрения театральной материи спектакль этот пресный, плоский и поверхностный, поставленный, как многие другие воплощения "новой драмы", по принципу "текст по очереди". Но познакомиться с пьесой все же любопытно — особенно тем, кто любит порефлексировать на тему иррациональных и опасных отношений Запада с Востоком.

Понимая, что из трех таких спектаклей полноценного фестиваля не сваришь, организаторы решили "подпереть" московский "Фриндж" с одного бока всемирно известным драматургом Марком Равенхиллом. Конечно, не им самим, а читками его одноактных пьес — в прошлом году он выдавал в Эдинбурге каждый день по новой пьесе. С другого бока — российскими спектаклями, в разные годы побывавшими на "Фриндже". Две постановки приедут из Петербурга: "Школа для дураков" Андрея Могучего и "Белая история" театра "Комик-трест". Москву представляет "Русская тоска" театра "Около дома Станиславского". Хитрость "Золотой маски" обернется не в пользу британских гостей: каждая из трех российских "подпорок" гораздо интереснее, прочнее и на две головы выше, чем "несущие конструкции" фестиваля
.

оригинальный адрес статьи