Пресса

3 ноября 2016

Кому светит «Золотая Маска»?

Марина Шимадина | Интернет-издание «Teatral-online»

Подвел итоги своей работы экспертный совет «Золотой Маски» – тот самый, вокруг которого в прошлом году разразился настоящий скандал. Напомним, что дирекция «Маски» тогда была отстранена от его формирования, а Министерство культуры выдвинуло свои кандидатуры, что в итоге привело к демонстративному выходу двух экспертов из совета и коллективному письму театральных критиков к председателю СТД Александру Калягину с просьбой пересмотреть состав участников экспертного совета.

Калягин тогда посоветовал критикам не зарываться и знать свое место и оставил все как есть. Зато благодаря этой вынужденной консолидации родилась АТК — Ассоциация театральных критиков, которая уже участвовала в формировании нового экспертного совета 2016/17 года на правах профессионального сообщества.

В общем, все ждали от экспертного совета 2015/16 года заведомо консервативного выбора, таким он и оказался, хотя сюрпризы тоже преподнес. В этом году список драматических спектаклей получился как никогда длинным: 28 постановок в драме и 7 в эксперименте, что свидетельствует о долгих позиционных боях внутри экспертного совета, где каждая «партия» (назовем их условно «прогрессистами» и «традиционалистами») стремилась отстоять свои кандидатуры. Что в списке не будет главных нарушителей спокойствия – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, было понятно заранее. Первый сразу взял самоотвод, хотя спектакль «Кому на Руси жить хорошо» мог бы стать одним из сильных претендентов на «Маску», а имя второго часть экспертов вообще не может слышать без содрогания... К тому же, его «Мушкетеров» МХТ тоже снял с конкурса.

Зато вошли в состав номинантов «Три сестры» Тимофея Кулябина из новосибирского «Красного факела» – один из самых сильных спектаклей прошлого сезона по мнению критиков. Вообще, провинции в списке очень много, что не может не радовать: это и ярославская «Чайка» Евгения Марчелли, две постановки воронежского Камерного театра Михаила Бычкова, Омская драма, пермский «Театр-Театр» со спектаклем едва не уволенного Бориса Мильграма «На всякого мудреца довольно простоты». Помимо этих признанных театральных центров в конкурсе будут участвовать давно не заявлявшие о себе коллективы из Хабаровска, Твери, Норильска, а также спектакли малых городов, где театр существует вопреки всем обстоятельствам – Новокуйбышевска, Глазова и Шарыпово.

В Санкт-Петербурге предсказуемо лидирует Александринский театр с «Вороном» Николая Рощина и спектаклем мятежного Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». Не мог быть обойден, конечно, и Малый драматический с «Гамлетом» Льва Додина, а вот выдвижение «Грозы» БДТ в постановке авангардиста Андрея Могучего выглядит неожиданным подарком судьбы, как и пластически-документальная «Молодая гвардия» Максима Диденко и Дмитрия Егорова в «Мастерской» Григория Козлова, оказавшаяся в номинации «Эксперимент». Здесь вообще собралась хорошая компания современного театра: «Поле» Дмитрия Волкострелова, инклюзивный «Язык птиц» Бориса Павловича, спектакль-променад «Разговоры беженцев», который играется на вокзале, и даже постановка великого Хайнера Геббельса в Электротеатре «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой».

В Москве Театр Маяковского наконец-то взял реванш за неудачи в прошлых сезонах «Маски»: у него номинированы сразу два спектакля – «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса в большой форме и «На траве двора» Светланы Земляковой в малой. В большой форме представлены еще два московских спектакля: «Утиная охота» Владимира Панкова в театре Et Cetera и «Плешивый амур» Генриетты Яновской в МТЮЗе. В малой номинированы, в основном, аккуратные классические постановки: «Кира Георгиевна» Сергея Женовача, «Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова и «Не все коту масленица» Театра Моссовета, который давно не привлекал к себе внимания экспертов.

Так что затесавшийся среди них спектакль Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор» об украинской войне выглядит верхом либеральности, как и выдвижение автора пьесы Натальи Ворожбит в новой номинации «Драматургия». Пока в ней только три участника: помимо Ворожбит это Мариус Ивашкявичюс, автор «Русского романа», и Вячеслав Дурненков с Марией Зелинской, выдвинутые за пьесу «Мирение. Телеутские новеллы», поставленную в Кемеровском Театре драмы. Но сама тенденция поощрения современной драматургии очень вдохновляет.

Помимо шорт-листа спектаклей, которые примут участие в фестивале 2017 года, экспертный совет уже в третий раз сформировал лонг-лист самых интересных работ сезона: с ним, как и с полным списком номинантов, можно познакомиться на сайте «Золотой Маски».

Фестиваль «Золотая Маска» пройдет в Москве в феврале-апреле 2017 года и помимо основного конкурса будет включать в себя программы «Маска+», «Детский Уикенд», «Золотая Маска в кино» и «Золотая Маска в городе».

Лауреаты премии будут объявлены 19 апреля во время Торжественной церемонии на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.



оригинальный адрес статьи