Театральная компания ЗМ

Пресса

21 июня 2008

Предлагаемые обстоятельства

Наталия Григорьева | РГГУ (Кафедра истории театра и кино), 4 курс

Сыграть страсть под силу, наверное, каждому актеру. Ведь даже с технической точки зрения проще изобразить высшую точку какого-либо чувства или душевного состояния. А как сыграть любовь? Как сыграть то, что подчас так трудно увидеть, чему так сложно найти определение? Мужчина и женщина на пустой сцене просто рассказывают свою историю зрителям. Историю, которая, по закону «divised theatre» никогда не была написана. Создается впечатление хорошо отрепетированной импровизации. Именно это парадоксальное определение, оксюморон делает действие живым, как и фраза сказанная героем в самом начале: «Я не не люблю тебя».

Спектакль – множество этюдов, смешных и ловко исполненных. Герои прерывают разговоры, чтобы заполнять пространство вокруг себя мебелью. Эта мебель то ли помогает им говорить, то ли мешает. С одной стороны, появление на сцене того или иного предмета домашней обстановки наталкивает персонажей на новый виток рассуждений, с другой стороны – заставляет прерываться и возвращаться к сказанному ранее. Они сами создают шаг за шагом пресловутые предлагаемые обстоятельства и разыгрывают в них одну сцену за другой. Бокалы на столе, оставленные невидимыми гостями, звонок телефона, для которого срочно нужна тумбочка. А чтобы взглянуть на старые фотографии, их необходимо сначала достать с пока еще несуществующей полки. Актеры не боятся ошибаться и показывать зрителю то, что в традиционном театре остается как бы за сценой. А именно - процесс рождения спектакля. Мы видим не только людей, которые изначально находятся в предлагаемом обстоятельстве под названием любовь и пытаются объяснить его для себя, создавая свои декорации. Мы видим еще и актеров, у которых нет написанных реплик и определенных автором мизансцен. У них каждый спектакль не похож на предыдущий не потому, что меняется настроение или кто-то забывает реплики, а потому что они свободны изначально.

Театр – явление сиюминутное. В этом спектакле определение это возведено в абсолют. Оттого и хочется сказать вслед за классиком «Верю!». Нет ни заламывания рук, ни вздохов и причитаний, ни слез, но предлагаемое обстоятельство – любовь – сыграно. Есть простая история, близкая и понятная всем и каждому с первых слов, и театральная игра, которая не скрывает своей оборотной стороны. Спектакль действительно рождается на глазах зрителей, и кажется, что процесс репетиций еще не окончен, и может быть не будет окончен никогда. И разве это не квинтэссенция театрально искусства?


оригинальный адрес статьи