Театральная компания ЗМ

Пресса

17 января 2017

10 спектаклей «Золотой Маски», которые стоит увидеть

Инна Логунова | Интернет-издание «Posta-Magazine»

3 февраля в Москве начинается фестивальный марафон национальной театральной премии «Золотая маска», который завершится 19 апреля торжественной церемонией объявления победителей. Posta-Magazine представляет гид по спектаклям фестиваля-2017.

В нашем обзоре — спектакли как московских, так и региональных театров, которые по традиции привезут в столицу. Единственное исключение — опера «Травиата» Пермского театра оперы и балета, которую можно увидеть только на родной сцене.


«Травиата»

Пермский театр оперы и балета под художественным руководством Теодора Курентзиса стал одним из мест силы, премьеры которого неизменно становятся громкими событиями сезона и из года в год собирают россыпь «Золотых масок». «Травиата» Верди по мотивам романа Дюма-сына «Дама с камелиями», впервые представленная публике в 1853 году, — сегодня одна из самых популярных опер мирового репертуара. Режиссером спектакля выступил прославленный американский режиссер Роберт Уилсон — создатель «формального театра», театра-ритуала, в основе которого лежат элементы японского театра «но» и философии буддизма. Его эстетика моментально узнаваема: выбеленные лица, особая, подчеркнуто условная пластика и артикуляция текста. На контрасте со страстной музыкой, исполнением которой дирижирует Теодор Курентзис, эта отстраненность и сюрреалистичность создают эмоциональное напряжение, сравнимое с саспенсом лучших кинотриллеров. Среди артистов критики особо отмечают Надежду Павлову в партии Виолетты, чье тонко нюансированное сопрано во многом задает тон спектаклю. Постановка примечательна еще и тем, что является копродукцией Пермской оперы, датской компании Unlimited Performing Arts, австрийского театра Landestheater Linz и люксембургского Théâtres de la Ville de Luxembourg.


«Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта», посвященный одновременно 125-летию Сергея Прокофьева и 400-летию Шекспира, — один из претендентов на премию в нескольких номинациях, в числе которых «Работа хореографа» и «Работа художника». Спектакль в екатеринбургском Театре оперы и балета поставил художественный руководитель его балетной труппы Вячеслав Самодуров, экс-премьер Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и английского Ковент-Гардена. Сценография спектакля отсылает к оформлению шекспировского театра «Глобус», костюмы — к героям полотен эпохи Возрождения, а вся хореография подчинена сложной драматургии «повести», что «нет печальнее на свете». В этом смысле Самодуров близок британцу Кеннету Макмиллану, автору знаменитой постановки «Ромео и Джульетты» 1965 года с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым в Ковент-Гардене.


«Катерина Измайлова»

Для маститого Римаса Туминаса «Катерина Измайлова» — первая крупная режиссерская работа в оперном театре. Написанная в 1934 году опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» надолго исчезла с театральных афиш через несколько лет после премьеры с клеймом «сумбур вместо музыки» и вернулась на сцену лишь в 1962 году в автоцензурированной версии под названием «Катерина Измайлова». Новая постановка также основана на музыкальном тексте поздней редакции, где акцент смещен с чувственности на экзистенциальные проблемы. Римас Туминас чутко прислушивается к музыке и подчиняет его развитие прежде всего партитуре, в которой, собственно, и заложены драматические коллизии. Катерина Измайлова у него, как в свое время о ней писал сам Шостакович, — «женщина умная, талантливая и интересная», которая задыхается мещанской купеческой среде. Каждый персонаж прорисован очень подробно и наделен множеством характерных поведенческих деталей. Здесь есть место и абсурду, и гротеску, и балагану, которые подчеркивают масштаб разворачивающейся трагедии: тем более жуткими становятся сцены убийств и каторги. Главные партии исполняют международные звезды Надя Михаэль (Катерина) и Джон Дашак (Сергей).


«По ту сторону занавеса»

Спектакль петербургского Александринского театра в постановке Андрея Жолдака — футуристическая версия «Трех сестер». Персонажей хрестоматийной чеховской пьесы режиссер забрасывает в далекий 4015 год. Умершие в 1900 году Маша, Ирина и Ольга возрождаются здесь в ходе эксперимента по реинкарнации, а обрывки когда-то произнесенных фраз в их новой жизни звучат еще более пронзительно. И куда они стремятся — на отдаленную космическую станцию Москва или в древнюю российскую столицу — в общем-то неважно, потому что их глубинные надежды и чаяния все те же. Вместе с героями, «по ту сторону занавеса» в буквальном смысле находятся и зрители, которых Жолдак рассаживает на сцене. Благодаря этим приемам спектакль из семейной драмы разрастается до масштабного исследования национальной исторической памяти.


«Ворон»

Еще один спектакль Александринского театра, который можно будет увидеть в Москве во время фестиваля. В своей постановке по пьесе Карло Гоцци режиссер Николай Рощин намеренно отказывается от карнавальности, фокусируясь на абсурдистской природе текстов итальянского драматурга. Все волшебные перипетии сказки о двух обреченных на гибель злыми силами братьях являются прежде всего способами решения моральных дилемм: честь или смерть, семейные узы или правосудие, любовь к женщине или братские чувства? Буффонада здесь сменяется торжественными речитативами, а пародия — кровавым, почти первобытным, ритуалом. Фантастические события обнажают самую суть человеческой природы — которая в пространстве чистой театральности порой выглядит пугающе.


«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой»

В спектакле немецкого режиссера и музыканта Хайнер Геббельса, поставленном им в Электротеатре Станиславский, участвует всего один актер (Александр Пантелеев) — но героев и соавторов здесь гораздо больше: звук, свет, множество мелких и крупных механизмов, которые шумят, взрываются и перемещаются в пространстве. Эта постановка, в основе которой лежат записные книжки французского эссеиста Поля Валери, немецкого ученого и публициста Георга Кристофа Лихтенберга, австрийского философа Людвига Виттгенштейна и английского философа Макса Блэка, — своего рода путешествие во внутренний мир ученого и художника, с их мучительными поисками истины, отчаянием и озарениями, вопросами и ответами, которые никогда не бывают окончательными. Спектакль почти полностью построен на звуковых, шумовых и визуальных эффектах и музыке, складываясь в сюрреалистическое, но при этом необыкновенно красивое действо.


«Гамлет»


«Гамлет» петербургского МДТ-Театра Европы — размышление Льва Додина о преступлении «во благо»: «Неужели действительно все самые великие преступления в истории совершались во имя самых великих, высоких целей добра и справедливости? И волей-неволей задаешься следующим вопросом: знают ли творящие зло, что они творят зло?» — говорит режиссер. Он перекраивает и переписывает пьесу, фактически создавая новую, составленную из текстов датского летописца Саксона Грамматика, английского хрониста Рафаэля Холиншеда, Уильяма Шекспира и Бориса Пастернака. Додинский Гамлет (Данила Козловский) почти лишен хрестоматийной рефлексии и сомнений: его цель — отомстить и захватить трон. Никто из персонажей не вызывает симпатии: Клавдий (Игорь Черневич) здесь предстает мягкотелым главой государства, обещающим изменить его имидж в мире, Гертруда (Ксения Раппопорт) — волевой первой леди, а Офелия — недалекой девчонкой. Но деконструируя миф о гуманизме, Додин создает мощное гуманистическое высказывание — предостережение, которое вполне может стать пророческим.


«Осуждение Фауста»

По словам Петера Штайна, поставившего в Большом театре «Осуждение Фауста», между драмой Гете и ораторией Берлиоза нет ничего общего. У первого главный герой, недовольный окружающим миром, пытается изменить его под себя, а у второго — скорее предпочитает жить иллюзиями. Спектакль Штайна составлен из восемнадцати действий и напоминает красочный альбом с ироничными картинками: пышные розы на ложе Фауста, романтический полог над кроватью Маргариты, танцующие гномы и эльфы и блуждающие огоньки. Режиссер с удовольствием играет с эстетикой эпохи романтизма, плодом которого и является сочинение Берлиоза и его Фауст — пылкий юноша в плену страстей и порывов.


«Последние свидание в Венеции»

В основе спектакля Дмитрия Крымова — роман Эрнеста Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев». Пожилой полковник (Александр Филиппенко), который прошел через все крупные войны XX века, приезжает в Венецию, где некогда получил свое первое ранение. Что для него эта поездка? Встреча с молодостью на закате жизни и прощание с последней любовью — 19-летней Ренатой из старинного аристократического рода. Они оба знают, что он умирает, но, как говорит режиссер, это свидание — его «последнее жизнеутверждающее действие». Венеция, которая обозначена здесь всего несколькими символами, предстает городом, где граница между жизнью и смертью размыта, где уходящие под воду дома порой кажутся призраками или героями потустороннего карнавала. Это своего рода метафора памяти, которая, собственно, и составляет человека. Спектакль Крымова складывается из множества ее фрагментов — с намеренно размытыми женскими лицами (главную героиню последовательно воплощают три актрисы), трудно различимыми звуками и обрывочными образами. И любовью, которая столь же реальна, сколь и призрачна.


«Три сестры»


Спектакль, поставленный Тимофеем Кулябиным в новосибирском театре «Красный факел», проходит в звенящем молчании, на протяжении всего действия герои не произносят ни слова, изъясняясь на жестовом языке глухонемых, а текст чеховской пьесы появляется на экранах в виде субтитров. Это то ли вынужденное молчание, то ли физическая невозможность говорить усугубляет впечатление всеобщего непонимания, неспособности слушать и слышать друг друга. Поначалу необходимость читать реплики вызывает некоторый внутренний дискомфорт, но уже через десять минут эта ситуация, в которую режиссер ставит зрителей, начинает казаться абсолютно естественной. Текст обретает объем и самодостаточность и, как ни странно, голос. А звуки и музыка, с одной стороны, превращают происходящее в некий ритуал, а с другой — подчеркивают драматизм будничности и пугающую типичность жизни семьи Прозоровых.

оригинальный адрес статьи