Театральная компания ЗМ

Пресса

23 января 2017

Соперничество «по миллиметру»: о героях музыкальной программы «Золотой Маски»

Юлия Чечикова | Интернет-издание «М24»

Спектаклем "Травиата" Роберта Уилсона 4 февраля откроется фестиваль-премия "Золотая маска". Председатель Экспертного совета музыкального театра, оперный критик Елена ТРЕТЬЯКОВА рассказала M24.ru об отраженных в актуальном шорт-листе тенденциях и о работах, без которых невозможно составить полную картину музыкальной России.

"Экспертный совет ставил перед собой цель сформировать такую программу фестиваля, которая бы отразила основные тенденции развития современного театра. Для нас было очень важно обратить внимание не только на столичные труппы, но и на российский театр в целом (я подчеркнуто не говорю "провинциальный", потому что провинциальность – понятие эстетическое, а не географическое, и в столицах есть глубоко провинциальные спектакли. Тем не менее в этом году лидером стал Большой театр. Его оперные и балетные спектакли представляют направления поисков, которые театр наметил для себя. Важнейшее и очевидное – это приглашение драматической режиссуры на оперную сцену. Большой добился определенных результатов на этом непростом пути, хотя далеко не всем нравится, как реализуют себя драматические режиссеры в опере. Тем, кто хочет познакомиться с этой тенденцией, имеет смысл посмотреть "Катерину Измайлову" в постановке Римаса Туминаса".

"Второй срез программы фестиваля – широкое позиционирование российских театров, которые работают энергично и творчески. Мы выбрали два оперных спектакля Башкирского театра оперы и балета – это не имеющий аналогов "Геракл" и "Орлеанская дева" с очень хорошими актерскими и музыкантскими работами. Какие-то театры регулярно попадали в число номинантов "Золотой маски", а потом надолго исчезали. Давно не приезжал на фестиваль театр из Самары, а в этом году он вновь в шорт-листе с "Леди Макбет Мценского уезда".

С Большим театром рифмуются и работы Театра из Перми – в этот раз номинируется "Травиата" Боба Уилсона и Теодора Курентзиса. После того, как в Астрахани появилось новое здание музыкального театра и новая постановочная команда, мы стали ежегодно знакомиться с тем, что они делают. Мариинский театр, напротив, в чем-то сдает свои позиции. Есть сдвиг в сторону поддержания уровня музыкального исполнения при прекрасной труппе солистов и замечательном оркестре, и есть неожиданно обнаружившееся в последние годы ощущение недооценки того, что дает театру сам театр. Эти ножницы между музыкой и сценой не дают полноценного результата – спектакля, который бы воспринимался как художественное целое".

"Еще одна тенденция – появление новых имен. В режиссуре это Екатерина Одегова, которая поставила в "Новой опере" очень интересный спектакль "Саломея". Оперные спектакли по количеству и качеству дали нам в этом году такой обширный материал, что было сложно выбирать. Очень достойные работы соперничали друг с другом "по миллиметру". Мы понимали, что в принципе можно сделать огромный оперный фестиваль в рамках "Золотой маски".

"В оперной программе представлены названия-дубли, но они принадлежат разным театрам и имеют свое индивидуальное воплощение. Я говорю об "Осуждении Фауста" Большого театра и Театра оперы и балета Астрахани, о "Катерине Измайловой" Большого театра и самарской версии "Леди Макбет Мценского уезда". Это не частое, я бы сказала уникальное явление – возможность сравнить очень непохожие друг на друга театральные высказывания по поводу одного произведения. Возможность подчеркнуть разницу в подходах, а также возможностях, которые дает партитура – отличительная черта нынешней оперной афиши фестиваля".

"Совсем иная картина в классическом балете. Здесь немало проблем, и есть над чем работать театрам, хореографам. Афиша современного танца, между тем, представляет богатый спектр возможностей и направлений – от разговорного театра в современном танце до движения, доведенного до "теоретической абстракции", которое можно назвать символом раскрепощения человеческого тела. Поэтому обращаю внимание – впечатления будут самыми разнообразными, и возникнет огромное количество вопросов – почему был выбран именно этот спектакль, какое это имеет отношение к современному танцу. Повод для дискуссий гарантирован, но афиша "Маски" и должна быть такой".

"Нештатная ситуация в номинации "Работа дирижера в балете" – все три работы принадлежат Павлу Клиничеву. Индивидуальная номинация – следствие выбранных спектаклей, а так как они оказались все наперечет, то лучшим стал тот, кто делает их репрезентативными. Это не такая уж простая профессия – быть балетным дирижером, и Клиничев лучше всего в ней себя реализует. Тем не менее, отсутствие конкурентов – сигнал, на который нужно обратить внимание.

В номинанты не попал ни один спектакль по классической оперетте. Это связано с уровнем представленных работ – нужно доводить до совершенства исполнительское качество по всем параметрам. Задача труднорешаемая. Классическая оперетта востребована публикой, но спектакли ровно такие же, как были пять и более лет назад, будто время остановилось. Мюзикл же представлен очень разнообразно. Это и проекты, и спектакли в рамках стационарного театра, как музыкального, так и драматического.

Все прошедшие отбор спектакли на удивление не характерны – по сложности – для легкого жанра: "Белый. Петербург" по мотивам романа Андрея Белого, "Биндюжник и король" по Бабелю, "История лошади" по Толстому и "Преступление и наказание" по Достоевскому. Вот вам русский мюзикл! Либреттистами использована большая литература, и кажется, что трудно найти соответствие ей музыке, но это так интересно понять, услышать – как в композиторском сознании преображается, например, русский психологический роман. Бродвейские традиции нам в свое время многое дали. Это планка и эталон, но совершенно очевидно, что русский мюзикл готов к собственным опытам и способен освоить такие произведения из отечественной классики, которые порождают собственные ассоциации – как зрительные, так и музыкальные. Мы выдаем собственный художественный результат – и ничего не может быть лучше этого в искусстве".

"Афиша складывалась в напряженных спорах. В итоге она определенно отражает сегодняшние борения внутри российского театра, его нестыковки и конфликты – и это нормально и правильно. Конкурс "Эксперимент" – еще один раздел программы, заставивший нас спорить до бесконечности. Что, по сути, представляет собой эксперимент, и что под ним понимать? Театр хочет выйти за пределы привычных рамок, ищет область изменения привычного театрального пространства, другой способ работы с категорией времени, другое понимание композиции, способов актерского существования. Театр выходит на улицу, в метро, в магазин – и играет с пространством. Вместе с тем, экспериментальные работы любого сезона очень быстро покидают стены лабораторий и вливаются в реальный театральный процесс, просто им становятся.

Дело не в новизне, а в осознанности качественных изменений театра и расширении понимания его природы, вовлеченности в этот процесс новых зрителей. Это естественное возникновение другой аудитории, иначе понимающей театр. И театр массового спроса, в конце, концов, будет обязан на это отреагировать. Мы привлекаем в залы людей с новыми представлениями о том, что они хотят получить от искусства. По-моему, это главная задача "Золотой маски".

"Композиторская номинация еще не устоялась. Это связано с метаморфозами представлений о положении композитора в музыкальном и драматическом театре и с тем, как меняются взгляды на привычные жанры. Сами создатели музыки тоже экспериментируют с традиционными категориями и называют теперь оперой то, что Чайковскому и не снилось. В номинации оказались творческие личности разного возраста, разных интересов, типов мышления. Кто-то продолжает традиции, как Георгий Фиртич. Его музыка в спектакле "Белый. Петербург" развивает наработанное мюзиклом.

Есть "Снегурочка" новосибирского "Старого дома" с музыкой Александра Маноцкова – это хождение наощупь и поле чистого эксперимента, некое сочинение, рождающееся вместе со спектаклем, со сценическим действием, и это определенный опыт создания произведения. Есть Эльмир Низамов, озвучивший биографию Ван Гога ("Из глубины"), есть Алексей Сергунин, автор оперы "Доктор Гааз" с классическим пониманием, какой должна быть опера. И есть Эдуард Артемьев, который, как и Фиртич, осуществляет поиски в сфере мюзикла. Композиторы предпринимают весьма разнонаправленные опыты. И естественно, что нет единого критерия, согласно которому все ими созданное можно понять и оценить, но прекрасно, что существует поле для деятельности, и современная музыка становится все более востребованной.

Само наличие композиторской номинации – стимул для авторов. Однако процесс, который в западном театре протекает органично и естественно (любой оперный дом показывает мировую премьеру только что написанного произведения почти каждый сезон), у нас это пока разовые включения. Хотя театры начинают менять свои представления о современном репертуаре. Без актуальной музыки мы рискуем остаться в прошлых веках (даже на музыку XX века – на Прокофьева и Шостаковича – публика ходит неохотно), а это отсутствие движения. Необходимо приучать людей к современным звучаниям, гармониям, ритмам, интонационной сфере. Представьте себе современный драматический театр, в котором нет ни одной современной пьесы. Таких музыкальных театров полно. Поэтому нужно подождать какое-то время, чтобы появилась возможность выделить современную оперу в отдельную номинацию и энергично для этого работать".

оригинальный адрес статьи