Театральная компания ЗМ

Пресса

1 мая 2008

Наталья Осипова: танцующая на краю

Марина Борисова | Журнал DEI/DESILLISIONIST

Солиста Большого и лучшая балерина года по мнению жюри «Золотой маски» Наталия Осипова – человек, не знающий середины: всему она отдается на сто процентов. Ее полюсы: глубина, сосредоточенность, серьезность и – радость, сумасшествие, драйв. Ее мотор – трудоспособность, замешанная на стремлении к совершенству: репетировать она может бесконечно. Ее страсть – танец: не профессия, не работа, а смысл жизни. Неудовлетворенная собой в классе, на сцене она – абсолютно счастливый человек. В жизни же молодая солистка ломает все канонические представления о классической балерине.

DE I: На репетиции я увидела человека, который постоянно неудовлетворен собой. Здесь даже не требовательность к себе, а какое-то самоедство. Бывает так, что вы собой довольны?

Осипова: Когда я готовлю партию, отношусь к себе очень требовательно: я работаю в одном из лучших театров мира и если выхожу на сцену, должна показать очень высокое качество. Вокруг меня огромное количество талантливых людей, которые прекрасно танцуют, и мне не хочется отставать. Да, у меня есть какие-то данные, но я не могу надеяться только на них, всегда нужно перерабатывать. В этой профессии искусства должно быть через край, и надо перерабатывать. Такой максимализм – всегда хочется доделать до конца. Как можно больше успеть за тот отрезок времени, который тебе дается. На репетициях я могу бесконечно повторять движения. Если у меня есть время, могу по часу делать одно движение. Но во время спектакля я получаю огромное удовольствие. Даже если что-то не так: мы же не роботы и у нас не всегда получается. Не в этом же суть: нужно донести образ, ощущать себя частицей спектакля. Чаще всего счастье я испытываю, только когда стою на поклонах.

DE I: Ваша основная человеческая черта – трудоспособность, замешанная на стремлении к совершенству?

Осипова: Да, да. Мне кажется, это присуще всем артистам, которые хотят чего-то добиться.

DE I: Похоже, вы мыслите не только телом. Кажется, вы много читаете и много думаете...

Осипова: Думаю, конечно. Читаю, когда готовлю новую партию и нужно понять своего героя, понять эпоху. Читаю, чтобы окунуться в атмосферу. Литература очень помогает понять характеры.

DE I: Вы танцуете Жизель – главную женскую партию, сделали Сильфиду. Что надо читать, чтобы понять этих героинь?

Осипова: «Жизель» – отдельная глава моей жизни, это три месяца бесконечных репетиций. Я чуть с ума не сошла: партия психологически очень сложная. Чтобы донести ее до зрителя, быть не банальной, а настоящей, естественной… Мне очень помог фильм «Танцующая в темноте» с Бьорк.

DE I: Можете сказать чем?

Осипова: Человек отдается всему без остатка. Там другая история, но когда что-то поглощает – любовь или страсть, человек погружается в нее на сто процентов. Для него это смысл жизни.

DE I: Чтобы войти в образ, вы с кем-то общаетесь или до всего доходите сами? Есть ли у вас собеседники в настоящем смысле этого слова?

Осипова: Есть эталоны в определенных балетных партиях, на которых нужно учиться. Всегда стараюсь как можно больше посмотреть и прочитать – даже интервью с артистами, это тоже очень полезно. Самое простое – взять либретто. Там иногда находишь такие вещи, о которых даже не задумывалась. В принципе, мы знаем с детства, о чем история. Но если туда углубиться, можно очень многое для себя открыть.

DE I: Вас волнует драматическое содержание образа и вы на нем строите своей танец?

Осипова: Для меня это самое интересное. Не как высоко я прыгну и как высоко я подниму голову, хотя это очень здорово и все твое тело и возможности должны работать на образ.

DE I: Из чего у вас сложилась «Сильфида»? Что читали, что смотрели?

Осипова: Нам повезло: приехал Йохан Кобборг, который очень хорошо знает этот балет, – он ставил его в Лондоне, сам блестящий исполнитель партии Джеймса. Многое взяла от него. Старалась задать как можно больше вопросов. «Сильфида» – самый романтический балет. Когда понимаешь, что ты не женщина, а какое-то необыкновенное существо, красивое, что ты смогла увлечь молодого человека. При этом чисто технически хотелось добиться, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что она может летать, что ветерок дунет – и она полетит. Раз – она исчезла, и чтобы это все было легко, без усилий.

DE I: Можно ли найти в современной жизни неземной образ – хотя бы напоминание о нем?

Осипова: В реальной жизни – нет. Мне кажется, настолько чистых и прозрачных сейчас нет.

DE I: На репетиции я почувствовала, что вы человек очень сосредоточенный. Что-то предпринимаете, чтобы сконцентрироваться?

Осипова: Профессия очень нервная, тяжелая, учит самостоятельности. Мы сами отвечаем за себя. Я решила: если я работаю, то буду делать на сто процентов. Буду сосредоточенна и пока не сделаю, не стану ни на что отвлекаться. После я могу стоять хоть на ушах, хоть на голове – все что угодно: веселиться, получать новые эмоции для следующей работы. Но во время работы я работаю.

DE I: Это установка, но чтобы ее воплотить, нужен самоконтроль…

Осипова: Нет, у меня всегда так происходит. Хотя бывают моменты, когда ты до такой степени устала, что понимаешь, что ни ноги, ни голова не работают, в душе никаких эмоций, ничего. В такие периоды говорю своему педагогу: «Вы знаете, сегодня и завтра я не могу, мне тяжело, я не хочу». А без желания работать невозможно. Она меня прекрасно понимает. Я еду за город, могу пойти в кино, пообщаться с друзьями, отвлечься, отпустить свою душу. Потом легче начинать работать. Есть, видимо, такой предел, до которого надо дойти, расслабиться и опять собраться.

DE I: Вы анализируете прожитый день, прошедшую неделю? Или все идет так ладно, что этого не требуется?

Осипова: Не знаю. Не могу сказать, что меня все устраивает. Часто я недовольна собой и тем, что происходит вокруг. Я жалуюсь и думаю: «Ах, какой кошмар!» Я, вообще, очень полярный человек. Если радуюсь, то так, что просто с ума сойти! А если у меня что-то случилось, могу из этого сделать дикую трагедию, это для меня конец жизни! Какого-то третьего состояния не бывает, поэтому со мной достаточно сложно работать – мало людей, которые меня хорошо понимают: я то веселая, то грустная…

DE I: Мне показалось, что танец для вас – это погружение в себя, в свой внутренний мир. Не сложен ли тогда контакт с партнером? Что вы предпочитаете – дуэт или соло?

Осипова: Все. Соло – это шанс показать себя на сто процентов. Но для меня так важны партнеры! Когда у тебя полный контакт и когда между вами какая-то связь – вот это настоящее искусство. Потому что балет – это в первую очередь дуэт. Все балеты строятся на взаимоотношениях женщины и мужчины. И когда есть эта особая связь, когда тебя чувствуют, тогда и рождается настоящее искусство: ты забываешь обо всем, кроме своего партнера. Это случается редко, но когда случается – это огромное счастье.


оригинальный адрес статьи