Театральная компания ЗМ

Пресса

16 марта 2017

Театры малых городов на фестивале «Золотая Маска»

Эвелина Гурецкая | Журнал «The Hollywood reporter»

Театры в малых городах России существуют десятилетия. Согласно статистике таких театров в стране насчитывается около 70-ти, но о них как о явлении заговорили лишь в последние годы, во многом благодаря театральному фестивалю «Золотая Маска». Фестивальная команда в течение года ездит по городам и весям, по небольшим провинциальным фестивалям, и там находит настоящие жемчужины. Пример тому – театр-студия «Грань» из города Новокуйбышевска Самарской области, небольшого промышленного городка с населением чуть более ста тысяч. В прошлом году этот театр уже попал в конкурсную программу, хотя наград и не получил. В этом году у спектакля «Корабль дураков» в постановке художественного руководителя студии Дениса Бокурадзе есть на то все шансы.

Настроенные на серьезный лад зрители припомнят, возможно, оскароносный фильм 1965 года «Корабль дураков» Стэнли Крамера или даже сатирическую поэму Себастиана Бранта с тем же названием, написанную в середине 15-го века. А попадут на настоящий праздник жизни, где главная тема – отношения мужчин и женщин, причем, самая сокровенная составляющая этих отношений - сексуальные утехи.

Режиссер обратился, можно сказать, к истокам театра – и поставил спектакль в духе жанра, невероятно популярного в средние века. Подзаголовок к названию спектакля все расставил по своим местам: «Средневековые французские фарсы XV-ХVI веков». Ведь что такое был фарс? Выражаясь современным языком, «это комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами». Со времени своего возникновения и до середины 15 века фарс был площадным, плебейским и писался для широкого круга горожан, отражая их интересы и вкусы. Их главной темой, как правило, была супружеская неверность. Денис Бокурадзе не отошел от канонов жанра практически ни в чем. И получился спектакль по-настоящему живой, смешной, наполненный эротикой без малейших признаков пошлости. Хотя все крутится вокруг или утоленных, или неутоленных плотских желаний. Охи, вздохи, вскрики, стоны раздаются из полуоткрытых окон. Понятно, что за высокими стенами скрываются отнюдь не семейные пары, если «подглядывающим» за умение хранить тайны они готовы платить звонкой монетой. В каждой сцене – свои герои, попадающие в комические ситуации исключительно из своих неуемных сексуальных желаний.

Как и в эротическом средневековом фарсе, не обошлось у режиссера и без развратного плута-монаха, готового порадовать всякую тоскующую по любовным утехам даму. В средние века монахи были постоянными героями фарсов, и церковь, весьма суровая в те времена – вспомнить хотя бы инквизицию, сожжение ведьм на кострах– к подобным насмешкам над ее служителями относилась весьма лояльно. Остальные герои с их изменами, стремлением ухватить свой кусочек счастья на этом празднике жизни, ничем не отличаются от нас, живущих в веке 21-м. В каждом из персонажей кто-то непременно узнает себя.

В спектакле «Корабль дураков» занята вся труппа театра-студии «Грань» - шесть актеров. За два с небольшим часа они сумели отыграть тридцать два персонажа. И как отыграть!.. Великолепное владение пластикой всех без исключения, при постоянной смене масок и костюмов. Трудно выделить кого-то особенно. Запоминается Юлия Бокурадзе в выбранном ею образе. Но особенно отличается мастерством перевоплощения Сергей Поздняков. Денис Бокурадзе не перестает повторять, что спектакль — результат коллективной работы, хотя первое и последнее слово всегда остается за режиссером: «Перед началом работы я формирую замысел, в который уже втягиваю, увлекаю остальных сотворцов: артистов».

И еще один герой этой постановки – костюмы: они уникальны. Неслучайно этот спектакль выдвинут на соискание премии «Золотая Маска» не только как лучший спектакль малой формы, но и в номинациях «работа режиссера» и «работа художника по костюмам» (Елена Соловьева). Она так охарактеризовала свой вклад: «Мы вместе с режиссером разрабатываем силуэт, который определяется психологическим портретом, характером героя. Раскрытие персонажа идет и через костюм, ведь зритель во многом считывает характер визуально. Даже в проработке мелочей мы остаемся в рамках выбранного стиля ». Ее костюмы для этого спектакля сочетают фарсовую условность с верностью оригинальному готическому крою. Впечатляет и грим, напомнивший персонажей итальянского театра дель арте, который, кстати сказать, вырос именно из средневекового фарса. Маски для каждого из персонажей в «Корабле дураков» безупречны. Как практически безупречен и сам спектакль . Режиссер признался, что намеренно делает свои постановки без антрактов: «Мне по душе спектакли в одном действии, как хорошее кино: оно должно тебя захватить и не отпускать. Это происходит, если вещь сделана интересно и целостно: тогда ты существуешь вместе с действием и забираешь его в себя». Денис Бокурадзе изначально задал невероятный темп. Одно «но»: где-то в середине представления этот темп замедляется. Спектакль идет два с лишним часа безе перерыва, и от сокращения некоторых явно затянутых сцен он нисколько бы не пострадал. Но это если уж быть очень придирчивым. В Москве «Корабль дураков» был представлен на сцене Театра наций, который, кстати сказать, ежегодно в разных городах России проводит Фестиваль театров малых городов.

И еще один театр из совсем уж крошечного городка с населением в 60 тысяч – Городской драматический театр «Поиск» из Лесосибирска Красноярского края. Спектакль этого театра «Малые деньги» по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола хотя и не попал в конкурсную программу, но организаторы «Золотой маски» сочли необходимым показать его на фестивале и включили в программу «Маска плюс». Это социальная драма о «маленьком человеке». Как жить в нашем мире человеку, если он родился не таким, как все? Главный герой, Ясон, «мужчина с ограниченными умственными способностями», как указано в программке, живет вместе с матерью, «вдовой с больными ногами». Все небольшое пространство сцены увешано бумажками с указаниями - таким образом мать готовит сына к жизни после ее ухода. Главным событием их уединенного существования становятся еженедельные поездки Ясона в город за покупками. И особенно подготовка к ним. Главное напутствие – не забыть пин-код карты, на которой, по словом матери, все их состояние – пенсия, сбережения, то есть все будущее Ясона. Разумеется, обязательно найдутся мошенники, карту у Ясона украдут. Мать, как выяснится, предусмотрела подобное развитие событий – но драма уже свершилась, Ясон взял на себя право и судить, и наказывать. Этот спектакль при всей его, казалось бы , незатейливости, трогает до глубины души - в первую очередь благодаря прекрасной игре актеров и особенно исполнителя главной роли Виктора Чарикова. Он рассказал, что для достоверности образа долгое время общался с таким вот «великовозрастным дитятей», реальным жителем Лесосибирска, потому и выглядит в роли Ясона столь убедительно. Любопытно, что сам Виктор Чариков - актер непрофессиональный, как, впрочем, половина труппы этого театра. Здесь нет своего художественного руководителя, спектакли ставят приглашенные режиссеры. «Малые деньги» поставил известный театральный режиссер Радион Букаев. Да и столичные режиссеры не считают для себя зазорным поставить спектакль в Лесосибирске.

Вообще муниципальные театры стали феноменом российской провинциальной сцены. Как они выживают – будь то «Поиск» из Лесосибирска или «Грань» из Новокуйбышевска – другой вопрос. В подобных театрах с их минимальным бюджетным финансированием все держится на энтузиазме, сюда приходят люди исключительные, и с одной целью - самореализоваться. Им приходится довольно часто менять репертуар: количество зрителей все-таки весьма ограничено. Может, по этой причине и создают режиссеры в таких театрах настоящие шедевры, вызывающие зависть у иных столичных коллег и повсеместное восхищение зрителей. В театр «Грань», например, билеты на все постановки распроданы вплоть до июня.

оригинальный адрес статьи