Театральная компания ЗМ

Пресса

22 марта 2017

Буто в «Маске» и ностальгия

Нина Кудякова | Интернет-издание «Dozado»

21 марта в зале-конструкторе Культурного центра ЗИЛ показывали два получасовых спектакля, номинированных на «Золотую маску» в категории «Современный танец» – «На кончиках пальцев» Ильи Оши, Вологда (он же номинирован как лучший хореограф) и «3Т» (Тая -Таисия-Тарас?) — буто по-русски Таи Савиной , Санкт-Петербург (она же – лучшая женская роль).

Стул, перевернутый тазик и несколько вешалок с одеждой висят по бокам сцены: на них белая юбка-шопенка, серое простенькое платье, мужской костюм. Двое танцовщиков – сам Илья Оши и бывшая участница шоу «Танцуй» Елизавета Андреева, оба в белье телесного цвета. Она сидит, оседлав стул, меняет позы, застывая на мгновение, словно для снимка, откидывается назад, резко бедрами толкает стул вперед. Он пытается усесться на стул, и так они меняются – только присев, сразу встают. Оба двигаются как размягченный в пальцах пластилин, с задержками на долю секунды, в ритме биения сердца, мягко пульсируют, и снова движения идут потоком. Такая текучая мягкость с непривычными скоординированностью очень напоминает техники израильского современного танца . Спектакль делится музыкой на части – в конце каждой темы ставится точка – выключается свет.

Новая часть – она надевает юбку, он жилетку, они танцуют тесный медленный танец, словно на свадьбе. Следующая часть – танец Ильи с тазиком (самый апогей) и падания обоих со стула ( и вообще).

Если не читать, что написано в анонсе, то кажется, что этот спектакль про отношения. Но как заявляет хореограф, «На кончиках пальцев» про ностальгию, которая возникает , когда в детстве рассматриваешь фотоальбомы. Когда ты в мгновение переносишься в прошлое и внутрь проникает чувство, любое, проходит как ток через все тело, до самых кончиков пальцев. В конце спектакля оба надевают ту самую серенькую старенькую одежду, висящую на вешалках, и замирают (она на стуле, он позади нее), словно на старой фотографии.

После перерыва на сцене лежит огромный квадрат бумаги, по его краям стоят два ведра, слева – диджей Тарас Волощук играет что-то вроде дип эмбиент, с порога вводя заходящих в зал зрителей в созерцательный транс. Выходит Тая Савина и ложится посредине квадрата ( белые одежды, лицо и волосы припудрены). Затем выходит Таисия Забелина, в черном бесформенном платье, с огромной татуировкой на всю ногу, образ «девушки с татуировкой дракона». Она окунает руки в ведро (там оказывается черная краска) и начинает обводить контур лежащей Таи, при этом естественно пачкая ее белоснежное тело. Музыка гудит, множась эхом от стен, словно удары гонга, и действие на сцене напоминает буддийское таинство – инь смешивается с янь.

Закончив, Таисия начинает вырисовывать руками и ногами нечто в углу квадрата, а в это время внезапно поднимается лежащая (будто панночка). По законам буто, двигается она очень медленно, при этом размазывая по себе черную краску. Но как говорят сами танцовщики буто, «когда внешне актеры вроде бы ничего не делают, на самом деле внутренняя работа на телесном и ментальном уровне может быть гигантской.» (из лекции танцовщицы и специалиста по буто Евгении Четвертковой). И эта напряженная саккамулированная внутри энергетика передается залу, чем медленнее движение – тем сильнее напряжение.
зт, тая савина, золотая маска, dozado
фото: Денис Маноцкий

В какой-то момент Тая резко ускоряется, тело выламывает, и снова – почти полная остановка. А девушка в черном тем временем продолжает размазывать краску по бумаге. В конце они обе поднимут эту картину, чтобы показать зрителям – луна, силуэт человека, дерево. Пару брызгов красным на дерево (цветы) и плевок той же краской Таей в область головы силуэта. Черное и белое, танец-рисунок-музыка, луна-человек-дерево.

Основатель буто Тацуми Хидзикате называл буто «танцем тьмы, рожденным из грязи». И тьма и грязь здесь в полной мере присутствуют, но слишком явно. Поллок был бы здесь эффектнее. По окончанию буто-рисования зал разделился – задняя половина поспешно утекла из зала, пока передняя как заведенная аплодировала. То ли сзади было плохо видно, то ли энергетика настигла только первые ряды. В любом случае буто в «Маске» – это уже история.

оригинальный адрес статьи