Театральная компания ЗМ

Пресса

3 апреля 2017

Контемпорари глазами PR-менеджера. «the_Marusya» на «Золотой Маске»

Наталья Плуталовская | Интернет-издание «Protanec»

Что же это за зверь такой, контемпорари (слово-то какое: «кон-тем-по-ра-ри»!), где он обитает и чем живет? Хотя бы раз эти вопросы задавал себе каждый интересующийся танцем зритель. Но всегда ли находил ответы? Хореограф Александр Андрияшкин и PR-менеджер костромской труппы «Диалог Данс» Маруся Сокольникова, стараясь исправить сложившуюся ситуацию, создали спектакль «the_Marusya» — ироничный и честный экскурс в жизнь российского современного танца через призму личной истории Маруси Сокольниковой. 2 апреля номинированный на «Золотую Маску» спектакль смогли увидеть московские зрители.

«Я не умею танцевать контемпорари» — в начале спектакля признается Маруся, главная и единственная героиня спектакля. Отчасти поэтому поставленные Александром Андрияшкиным комбинации очень просты, но истории, которыми обрамляется их исполнение, делают набор элементарных движений гораздо более значимым, чем многие сложные хореографические тексты. Хореограф не упускает возможности незлобиво посмеяться над коллегами и над собой, быть может, тоже. Героиня сообщает нам, что огромный процент современных спектаклей строится вокруг стула, и тут же выносит на сцену сначала белый стул, а потом, потанцевав околостульное соло-клише, и второй, черный, «для контраста, чтобы был конфликт». В другой раз Маруся говорит, что, хотя в протанцованной комбинации было зашифровано ее собственное имя, она его «тоже» не смогла разглядеть. Это, конечно, хитрый, но весьма действенный прием: после такого заявления невозможно не выдохнуть, не улыбнуться и не почувствовать симпатию к простой и понятной Марусе, совсем не похожей на некоторых увлекающихся мистификацией творцов современного искусства. В малом зале Театра Наций в этот вечер собрались в основном близкие к танцу люди, поэтому хореографические уколы принимались с восторгом.

Весь спектакль пронизан шутками, актуальными для работников пресс-служб, критиков, танцовщиков, хореографов, а потому смешными для кого до слез, а для кого — сквозь слезы. Забавно и злободневно уже самое начало, когда Маруся просит включить в зале свет, чтобы все собравшиеся при ней и желательно вслух прочитали программку, а то, «что, люди зря писали, что ли». А в конце героиня зачитывает пресс-релиз, не только вызывающий смех у многих находящихся в зале, но и, если выражаться в стилистике этого текста, «волной болезненной грусти откликающийся в бездонной глубине сердца» каждого, кому хоть раз приходилось писать о бессюжетных постановках. Вообще в спектакле много юмора, играющего всеми красками благодаря харизме Маруси Сокольниковой, однако это не комедия. Когда смешки в зале все чаще перерастают в раскатистый хохот, а насмешливые текстовые монологи срывают аплодисменты, атмосфера внезапно меняется. Слова становятся более серьезными, настроение — более лиричным: героиня говорит о личном и общечеловеческом.

«the_Marusya» не только о Марусе, ее рабочих буднях на арт-площадке «Станция», но еще и о танцовщиках. Маруся, гордо называющая себя PR-менеджером, но потом признающая, что на самом деле она работает на позиции «подай-принеси», укоряет артистов в том, что ей приходится быть их нянькой, а они даже шоколадками с ней не всегда делятся. Но, несмотря на все их недостатки, она их любит и очень за них переживает. Оказавшись на сцене, Маруся прочувствовала их волнение, и теперь она призывает зрителей представить себя на месте артистов. Здесь, правда, тональность снова меняется, и вот, оставив лиризм, героиня демонстрирует, как со сцены выглядят «одинокие маячки» — включенные мобильные телефоны.

Героиня не боится выглядеть смешно или некрасиво ни во время танца, ни после него. Постепенно зритель привыкает и к задравшейся футболке, и к далекой от балетного идеала фигуре, и к длинной косе, которая то вертится пропеллером, то распускается, потому что героиня считает, «что это красиво», а ведь «это ее спектакль», то вообще примеряет на себя роль собеседника Маруси — работника местного департамента культуры.

Когда подходит к концу рассказ о прошлом и настоящем, на которые героиня, не открещиваясь от трудностей, смотрит все же позитивно, Маруся начинает мечтать. Стоит ли говорить, что в картине ее идеального дня центральное место отводится любимой работе? В мире ее мечты все артисты добры к менеджерам, а всем зрителям нравятся спектакли «Диалог Данс». И может быть, хоть «Маска», как не без грусти отмечает сама Маруся, на самом деле никакая не золотая, а пластиковая, на «Станции» появится еще одна награда, уже ее, Марусина.

оригинальный адрес статьи