Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2017

«Золотая Маска». День девятый

Ольга Завалишина | Интернет-издание «КультМск»

Театр «Поиск» из Лесосибирска продолжил показы Маски Плюс спектаклем «Малые деньги». Сюжет финской социальной драмы Сиркку Пелтона, взятый режиссером Радионом Букаевым за основу спектакля не потерял актуальности в российских реалиях.

В маленьком камерном пространстве фойе Центра Мейерхольда размещены стулья и скупы декорации (стоят только стулья – настолько скупы декорации). Спектакль всегда играется вне сцены, дабы создать эффект прямого контакта со зрителем. Свет тоже не гасят, атмосфера весьма непривычная и немного напряженная.

Пред зрителями одновременно предстают три условно обозначенные пространства: маленький бар, где есть стойка и караоке, парк с небольшой скамейкой и дом семьи Ясона (Виктор Чариков). Главный герой Ясон – человек с ментальными отклонениями – мужчина с ментальными отклонениями Ясон, пытается взаимодействовать с миром, не всегда приветливым, а иногда даже враждебным. Мать всеми силами пытается помочь своему ребенку адаптироваться, но к готов ли внешний мир принять таких как Ясон?

Изображение на театральных подмостках человека с особенностями - тема сложная и деликатная, Чариков справляется с задачей практически полностью, есть только один момент в спектакле, который не особо удаётся актеру: ночью Ясон встречает в парке мальчика и Виктор стремительно выходит из образа, его герой вдруг теряет характерные речевые и пластические особенности, становясь абсолютно вменяемым собеседником. К сожалению, это не выглядит как режиссёрская задумка, скорее как актерская недоработка.

Спектакль выстроен так, что действие идет последовательно в нескольких локациях, иногда одно событие наслаивается на другое. Например, в то время, как официант в баре настраивает караоке, на лавочке целуются влюбленные, Ясон идёт сквозь парк по своим делам, а его мать дома вяжет шарф. Внимание зрителя рассеивается, что создаёт ощущение настоящей жизни, где события никогда не останавливаются.

Основной посыл режиссера – показать, что часто не только люди с ментальными отклонениями не готовы влиться в обычную жизнь, но и общество не готово принять непохожих, иных. Людьми движет злоба, жажда наживы, а не сострадание и желание помочь человеку адаптироваться. Учиться сосуществовать бок о бок нужно всем и каждому.

оригинальный адрес статьи