Театральная компания ЗМ

Пресса

22 мая 2017

В Омске стартовал фестиваль «Золотая Маска»

Интернет-издание «Om1»

В первые дни зрителям показали спектакль «Русский роман». В основе ни больше, ни меньше, жизнь Льва Толстого. Роль супруги писателя исполнила Евгения Симонова.

Престижная театральная премия «Золотая маска» была учреждена в 1993 году, но омичи смогли увидеть лучше спектакли страны значительно позднее, начиная с 2005 года. И только раз в два года. Омские театры и сами нередко становились номинантами и даже обладателями «Золотой маски». Театр Драмы привозил домой «Золотую Маску» шесть раз. В этом году на премию был номинирован спектакль «Мария», а также работа театра танца «нОга» — Five, но финалистами, увы, они так и не стали.

Сразу несколько наград Национальной театральной премии достались спектаклю «Русский роман» (театр им. Вл. Маяковского, Москва).

Игорь Костолевский. Президент фестиваля «Золотая Маска»:

— Фестиваль, действительно, масштабный. Эксперты отсмотрели более тысячи спектаклей со всей России. Так получилось, что в этом году «Золотую Маску» получил мой любимый театр, в котором я работаю уже 45 лет. И у многих возник вопрос: «Как только Костолевский стал президентом «Золотой Маски», театр им Вл. Маяковского сразу же получил награду». Но, знаете, у меня, как президента, нет права голоса. Думаю, что это счастливое совпадение. Это чудесный спектакль.

«Русский роман» был написан современным литовским драматургом Марюсом Ивашкявичюсом специально для театра Маяковского. Литературной основой стали дневники и письма Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны.

Сам Ивашкявичус определил жанр как «своеобразная семейная сага, вариация на тему «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но автор своей семейной драмы». Образ супруги русского классика блистательно и тонко воплотила Евгения Симонова, знакомая широкому зрителю по фильмам «Обыкновенное чудо», «В Бой идут одни старики», «Афоня». В отличии от юных и чистых героинь, которые так запали в душу всему Советскому союзу, Софья Андреевна Толстая более сложный и противоречивый персоонаж.

Художник Леонид Пастернак, близко знакомый с семьей Толстых, написал так: «…Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком — в пару Льву Николаевичу». А вот многие из почитателей «яснополянского старца», видели в ней лишь «крест великого писателя». Оба эти взгляда отражены в спектакле.

Евгения Симонова, народная артистка России:

— Я всегда ей очень симпатизировала. Я люблю мемуарную литературу. И читала даже в юности дневники Софьи Андреевны — у моего дедушки в библиотеке был «Самиздат» переплетенный, дневники одного периода. Жизнь Софьи Андреевны со Львом Николаевичем делится, грубо говоря, на две части. И первая — это абсолютное счастье. Есть доказательство этому, достаточно посмотреть дневники, их множество и у неё и у него. Это было абсолютное счастье, это была семья, о которой он мечтал. И все было так, как он хотел. Он написал этот свой роман в жизни. И тогда были созданы его основные сочинения — это «Война и Мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Потом начался переломный момент в его жизни, и все эти его искания. Он был гений, она простая смертная, хотя замечательная женщина. И она не смогла с ним уйти туда в этот путь. Странно было бы, наверное, от неё этого ждать. И этот период был мучительный, и там была трагедия. Много было всего, но, тем не менее, эта женщина, которая была рядом, и которую он любил до последнего.

Жизнь в Ясной поляне плотно переплетается с фрагментами из произведений, фрагментами, снами. Как и в действительности, часто нельзя отделить одно от другого.

Знакомство Толстого с Софьей Андреевной, отразилось в романе «Анна Каренина» в сценах объяснения Левина к Китти. Где Левин пишет мелком на карточном столе начальные буквы слов, обозначающие его мысли, а Китти угадывает их. Именно такое объяснение в любви произошло в жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны (Берс).

А поздний период их отношений выразительнее всего предпоследнем произведении классика «Дьявол». Герой романа знатный дворянина, который не в силах обуздать свою страсть к крепостной крестьянке.

Эту крестьянку, только не в расцвете лет, а в почтенной старости сыграла Татьяна Орлова. Она же в этом спектакле играет и мужскую роль — библиографа Черткова, который не отходил от писателя все последнии дни, и ловил его каждое слово.

Он же, возможно, стал причиной глубоко разрыва между писателем и его женой.

Татьяна Орлова, актриса Московского академического театра им. Вл. Маяковского:


— Мужчин я уже играла. А тут режиссер предложил, и я ничего. Он же мне не предложил сыграть Джульетту. Он явно идёт от моих каких-то внутренних вещей. А вот бабку, совсем без образования — уже сложнее. Это все Карбаускис придумал, я не делаю ничего от себя. Но спустя время, я думаю, что он объединил все зло для Софьи Андреевны, которое у неё в жизни было, в лице этой Аксиньи и Черткова. После Аксиньи в молодости, в конце жизни Толстого появляется Чертков. И буквально пред премьерой, режиссер походит ко мне и говорит: «Можешь вытащить из кармана красную тряпку и её надеть». Мы это даже не репетировали, но я сделала, как он сказал. И потом, уже после премьеры люди подходили из зала и говорили: «Вот через этот красный платок он связал два образа».

Спектакль невероятно сложный. И без того, непростая драма жизни Толстого дополняется переосмыслением его литературных произведений, но ни на один миг не возникает ощущения «перегруженности». Скорее, он напоминает виртуозно сыгранное музыкальное произведение в исполнении большого симфонического оркестра.
И еще одна деталь, сам Лев Толской на сцене так и не появляется. Звучит только его голос, который везде и нигде. А может быть, только в голове Софьи Андреевны.

Следующий спектакль в рамках фестиваля «Золотая маска» омичи смогут увидеть уже завтра. Это «Чайка. Эскиз» в исполнении театра драмы им. Волкова, Ярославль. Режиссер — Евгений Марчелли, несколько лет проработавший в Омской драме.

оригинальный адрес статьи