10 декабря 2008

Маск-культ

Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов, Сегей Ходнев | Коммерсантъ

Фестиваль театр
На пресс-конференции в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко вчера был обнародован список номинантов и программа фестиваля "Золотая маска", который состоится в марте-апреле будущего года. Среди уже объявленных лауреатов — издательский дом "Коммерсантъ". С подробностями — ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА, ПАВЕЛ Ъ-СИГАЛОВ и СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.

В драматическом театре номинация "Большая форма" оказалась во всех смыслах большой: здесь десять спектаклей, в том числе четыре из провинции — больше, чем когда-либо. "Малая форма" поменьше — спектаклей всего шесть. Помимо известных столичных театров — питерских Малого драматического и Александринского, московских "Мастерской Петра Фоменко" и ТЮЗа — в списках немало новичков, в частности Театр сатиры на Васильевском из Петербурга, областные драматические театры из Самары, Барнаула и Красноярска. Но едва ли не главным претендентом можно считать историческую эпопею Молодежного театра "Берег утопии" в постановке Алексея Бородина.

В строй масочных ньюсмейкеров после долгого перерыва вернулись питерский БДТ имени Товстоногова (причем сразу с двумя спектаклями — Темура Чхеидзе и Анатолия Праудина) и Екатеринбургский ТЮЗ. Судя по всему, намерен прописаться в масочных номинациях и обновленный Театр наций — на сей раз он представлен веселой молодежной "Шведской спичкой". В общем, не нужно быть Кассандрой, чтобы предсказать жюри под руководством театроведа Бориса Любимова нелегкую работу.

В номинации "Эксперимент" радуют спектакли из Кургана и Якутска: прежде новаторы делегировались исключительно Москвой и Петербургом. Считалось, что в провинции экспериментаторы не выживают. Еще одно предубеждение, с которым предстоит побороться "Маске", касается кукольного театра: в последние годы экспертам едва удавалось наскрести спектакли в эту номинацию. На сей раз установлен рекорд — шесть спектаклей из Петербурга, Петрозаводска, Абакана, Мытищ и Нерюнгри.

На балетной "Золотой маске" главные сенсации грянут вне конкурса. В рамках проекта "Легендарные спектакли и имена XX века" в Москву приедут действительно легендарные персоны. Впервые москвичей осчастливит француженка Сильви Гиллем — мировая звезда такого масштаба, что ее имя нельзя связать ни с одним балетным театром — оно само по себе бренд. Классическая балерина по образованию и карьере, она всю жизнь предпочитала работать с современными авторами, в частности с Расселом Малифантом, балет которого "Push" она и станцует в середине марта. Ноlland Dance Festival привозит неизвестный в России спектакль Иржи Килиана "Last Touch First", поставленный харизматиком-хореографом для харизматиков-танцовщиков старшего поколения — тех, кому за 50. Следом Королевский балет Фландрии покажет балет "Impressing The Czar" еще одного культового автора — Уильяма Форсайта.

"Легендарные спектакли" возместят дефицит современного репертуара в основной программе "Маски". Из шести конкурсных спектаклей — пять исторических: возобновлений, реконструкций или стилизаций. Представлены традиционно сильные балетные театры. Новосибирск — "Баядеркой", Пермь — "Корсаром"; Мариинка, испытывающая явные репертуарные трудности,— одноактным "Карнавалом" Михаила Фокина, реконструированным Сергеем Вихаревым. Большой театр, проживший последний благополучный сезон под руководством Алексея Ратманского, представлен всеми тремя премьерами: "Уроком" Флеминга Флиндта, "Сильфидой" Августа Бурнонвиля и "Пламенем Парижа" Ратманского и Вайнонена — последний в числе авторов не указан, видимо, ввиду того, что умер еще в 1964 году.

С авторами вообще сущее недоразумение: в качестве балетмейстеров номинированы и создатели оригинальной хореографии, и авторы реконструкций, и те, кто просто переносил готовый балет на сцену, слегка меняя детали. Это все равно, как если бы на "Букера" претендовали и писатели, и редакторы, и корректоры. Примечательно, что единственную оригинальную программу "Диана Вишнева: красота в движении", в которой для петербургской звезды три современных хореографа создали эксклюзивные балеты, эксперты выдвинули как единый проект, "не заметив" авторов с мировыми именами.

В номинации "Современный танец" наскреблось пять работ. Две из них — екатеринбуржца Сергея Смирнова. Этот любимец и неоднократный лауреат "Маски" единственный из "современников" номинирован и как хореограф. После долгих лет забвения на масочном горизонте возникли "Киплинги" — обаятельная екатеринбургская труппа, возделывающая скудную ниву хореографического соц-арта. В компанию к сибирякам попали петербургская труппа Натальи Каспаровой и — впервые — московский танцевальный проект "Онэ Цукер".

Самое горячее сражение развернется в частных номинациях. На лучшую женскую роль претендуют четыре балерины во главе с Дианой Вишневой, причем москвичка Наталья Осипова будет состязаться сама с собой — она номинирована за две роли: Сильфиды и пламенной революционерки Жанны. Лучших мужчин семеро, фаворитами выглядят солисты Большого: юный Иван Васильев, номинированный за роль марсельца Филиппа в том же "Пламени Парижа", и Сергей Филин, создавший в балете "Урок" убедительный образ сексуального маньяка. Впрочем, пока его номинировали, господин Филин успел уйти на заслуженную пенсию и стать худруком Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко. С ним будет соревноваться худрук новосибирский: Игорь Зеленский выдвинут за партию Солора в "Баядерке".

Среди семи номинированных оперных спектаклей обращает на себя внимание отсутствие постановок главного московского поставщика номинантов — Большого театра. Только уважение к Михаилу Плетневу, вероятно, подвигло экспертов на то, чтобы все-таки почтить "Пиковую даму" Большого одной-единственной номинацией — "Работа дирижера в опере". Столичные оперные события и вообще в шорт-листе "Маски" представлены скорее скромно. Больше всего повезло "Майской ночи" Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Римского-Корсакова, поставленная Александром Тителем, получила номинации "Лучший спектакль", "Работа режиссера", "Работа дирижера" (выдвинут Феликс Коробов), "Лучшая мужская роль" (за Писаря в исполнении Дмитрия Степановича), а также все три "художнические" номинации — за сценографию, костюмы и свет. Второй спектакль, хотя бы формально московский,— моноопера Пуленка "Человеческий голос". Это полуучебная работа, осуществленная фондом "Русское исполнительское искусство", тем не менее лестно оцененная экспертами (номинации "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль" — за работу Ольги Балашовой).

Куда лучше дела у оперного Петербурга: два из предполагаемых "лучших спектаклей" — работы Мариинского театра. И обе, так уж получилось,— мировые премьеры опер современных композиторов. Это "Очарованный странник" Родиона Щедрина ("Лучшая женская роль", две номинации "Лучшая мужская роль", "Работа художника" и "Работа художника по свету") и "Братья Карамазовы" Александра Смелкова ("Лучший спектакль", "Лучший режиссер", "Лучшая мужская роль"). Из остальных питерских претендентов отметили "Золушку" Россини в постановке театра "Зазеркалье" ("Лучший спектакль", "Лучший режиссер", "Работа дирижера", "Лучшая женская роль").

А оперных работ из региональных театров в списке спектаклей-номинантов всего две. Одна — щедро отмеченный номинациями "Александр Македонский" Владимира Кобекина в премьерной постановке Якутского театра оперы и балета. С его присутствием в списке номинантов современная опера окончательно становится главной тенденцией нынешней оперной "Маски": в номинации "Лучшая работа композитора в музыкальном театре" с двумя новыми мюзиклами будут соревноваться трое авторов опер (Родион Щедрин, Владимир Кобекин и Александр Смелков). И только постановка Пермского театра оперы и балета, напротив, подкупает смелым обращением к достопочтенной музыкальной старине — созданной 400 лет назад опере Клаудио Монтеверди "Орфей". За эту смелость постановщик "Орфея" и худрук Пермской оперы Георгий Исаакян попал в число режиссеров-номинантов, которых в этот раз, кстати сказать, поразительно мало, всего четверо (Александр Титель за "Майскую ночь", Василий Бархатов за "Карамазовых", Александр Петров за "Золушку" плюс упомянутый господин Исаакян).

По традиции имена лауреатов "Золотой маски" в номинациях "За поддержку театрального искусства" и "За честь и достоинство" определяются секретариатом Союза театральных деятелей. Его решением издательский дом "Коммерсантъ" получает главную российскую театральную премию — первым среди печатных СМИ. Непечатные свое уже получили.



оригинальный адрес статьи

Пресса