29 ноября 2017

Оттепель за Полярным кругом

Ирина Корнеева | «Российская газета»

На 69-й параллели, в Арктической тудре на полуострове Таймыр, в самом северном городе мира - Норильске - завершил региональную программу фестиваль "Золотая Маска". "Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии" - проект масштабный: за 17 лет со спектаклями-лауреатами и номинантами "Маска" побывала почти в 40 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска.

Афиша региональной "Маски" 2017 года включала Санкт-Петербург, Омск, Ульяновск, Петрозаводск, Костомукшу, Череповец, три города-новичка в этом списке - Краснокамск, Новотроицк, Орск. И в финале самой крайней точкой географии, куда добрался фестиваль, стал Норильск. Место с трагической судьбой и подлинной театральной культурой: театр там появился раньше, чем сам город (театр в 1941 году на основе КВЧ, культурно воспитательной части Норильлага, Норильск - в 1945-м). Город с экстремальными природными условиями, по легендам, аккумулирующими творческие силы человека. Лев Гумилев здесь начал формулировать свою пассионарную теорию: лежа на полу в камере понял, что есть на Земле особенные места, в которых проходит пассионарность - под воздействием энергии, подобной той, которую впитывают растения. Ученый с мировым именем, астрофизик Николай Козырев, в заключении, по преданию, изобрел здесь некие зеркала из алюминия, способные менять свойства времени - видеть прошлое и будущее...

Возможность существования последних неудивительна: собственно, не с теми же свойствами изменчивости времени в каждодневном режиме пытается проводить эксперименты и театр? На одном только примере Норильска и соседней с ним Дудинки. В рамках отведенных "Маске" восьми дней. Переносили людей из булгаковской врачебной юности, весь психологический драматизм которой, как по нотам был рассказан Максимом Блиновым с виртуозностью не только актера, но и хирурга высочайшего класса, в красоту поэзии пушкинских времен. А оттуда - к поэтическим мирам Пастернака, Мандельштама, Бродского, как в "Кинопоэзии" Анатолия Белого, и далее - к космосу Цветаевой, Ахматовой, Ахмадулиной в исполнении Алены Бабенко...

Структура фестивальной программы была четкая: один премьерный спектакль, который был номинантом, один лауреат, и один спектакль-долгожитель, уже проверенный временем. Плюс городские мероприятия и поэтические чтения. В Норильск "Маска" везла булгаковские "Записки юного врача" Максима Блинова санкт-петербургской "Мастерской" Григория Козлова, мюзикл Пушкинского театра "Рождество О. Генри"; "Шведскую спичку" и детский спектакль "Осторожно, эльфы!" Театра Наций, и авторский проект Анатолия Белого "Кинопоэзия" - короткометражные поэтические фильмы и стихи. Но это были не просто гастроли - все показы шли в сопровождении спецпрограмм с участием жителей.

За 17 лет "Маска" побывала почти в 40 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска

"В российских регионах мы уже 17 лет, - рассказывала "РГ" гендиректор "Золотой Маски" Мария Ревякина. - Мы привозим туда самые лучшие, "просеянные" экспертами спектакли. Но при этом работаем, с одной стороны, с местной властью, и с другой - с теми партнерами, у которых есть регионы присутствия. "Золотую Маску" в Норильск и в Красноярск, где мы тоже делали фестиваль, привозит "Норникель". Помимо спектаклей мы придумали в программе театрально-поэтическую историю, поскольку поэзия - замечательная часть нашей литературы, которая помогает и помогала нам всегда выжить даже в самые тяжелые времена. Актер Анатолий Белый на это отозвался, и получился очень серьезный и хороший подарок городу с очень умной публикой. Норильск ведь - город с непростой судьбой. Там еще живы те, кто был сослан, их дети. Город очень интеллигентный. Поэтому туда можно, не боясь, привозить и сложные спектакли. И мы, конечно, рады были туда приехать. Бизнес сейчас понимает, что нужно развивать те регионы, в которых у них есть те или иные предприятия; в городах, где работает основное население, готовить вот такие праздники, которые дают возможность людям и оставаться там, и чувствовать себя частью большой России и большого континента".

p.s.
Масштаб артиста видится на расстоянии, а постигается на больших сценах. Уже ставший легендарным в Москве и Петербурге моноспектакль Максима Блинова "Записки юного врача" в Норильске пришлось переносить (все билеты были раскуплены еще в сентябре) на огромную для такой истории площадку на 550 мест, - это вместо привычных 70 на родной камерной сцене "Мастерской". И молодой актер ни на секунду не потерял зал. Овацию ему публика устроила стоя, "мы боялись дышать, чтобы ничего не пропустить", - благодарили его зрители Заполярного театра драмы.



оригинальный адрес статьи

Пресса