Театральная компания ЗМ

Пресса

24 января 2018

«Золотая маска»-2018. Опера, балет, мюзикл. Путеводитель

Майя Крылова | Информационный портал «Ревизор.ru»

Национальный театральный фестиваль “Золотая маска” в 2018 году состоится в двадцать четвертый раз. Основная программа будет показана в марте и апреле. Но первый спектакль-номинант можно посмотреть уже в конце января.

Опера

Показы стартуют 28 января оперой Пуччини “Манон Леско” в Большом театре, главную партию исполнит Анна Нетребко. Режиссер Адольф Шапиро убрал из спектакля галантные реалии романа Прево и сделал спектакль-притчу о женской инфантильности и горьком прозрении, о мужской жертвенности и познании истинных ценностей, спрятанных за житейской мишурой.

Сквозной символ тут – кукла в руках героини, похожая на нее саму. Это история пути от легкомысленной наивности расцветающей в “бумажном” городе мечты, к искушению житейским блеском и излишествами, от которых тошно, до искреннего раскаяния перед смертью в пустыне (пустое, очищенное от быта пространство, где строки из романа – вперемежку со слезами - как бы “плывут” на заднике).

27 февраля – “Билли Бад” в Большом театре. Эту версию оперы Бриттена (копродукция Большого с Английской национальной оперой и Немецкой оперой Берлина) тем более стоит посмотреть и послушать, что скоро заканчивается срок ее российской лицензии.

Бриттен создал оперу о долге и насилии, а трагедия юного матроса на боевом корабле (нет ни одной женской роли!) разрастается до библейских масштабов. Постановка замечательна всем – музыкой, актерской игрой и режиссерскими коллизиями британца Дэвида Олдена. И конечно, вокалом: три номинации солистов на “Маску”.

Опера из Воронежа – редкий гость на московском театральном фестивале, но спектакль “Родина электричества” (по рассказам Андрея Платонова) получился столь же необычным, как и платоновская проза, вдохновившая композитора Глеба Седельникова. Опера-утопия о постройке электростанции, а шире – о космическом перевороте мира и пришествии авангарда в искусство как результате революции – пройдет 13 марта на сцене Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

На Новой сцене ГАБТа 18 марта покажут “Пассажирку” из Екатеринбургского театра оперы и балета. С прекрасной музыкой Моисея Вайнберга (ее высоко ценил Шостакович), написанной по повести польской писательницы Зофьи Посмыш, бывшей узницы нацистского концлагеря. Спектакль, где действие разворачивается на лагерных нарах и на палубе шикарного океанского лайнера – не только об ужасах войны и жестокости. Он и о нашей памяти, как гарантии того, что это не повторится.

11 апреля – “Турандот” Пуччини в “Геликон-опере”, в постановке дирижера Владимира Федосеева и режиссера Дмитрия Бертмана. Особенность спектакля – в раздвоении образа китайской принцессы, обитающей в царстве собственноручного террора: одна ее ипостась, маска и видимость, явлена в образе безмолвной юной красотки, которую все принимают за Дочь императора. Но есть и другая – истинная Турандот. косматая старуха, упырь со страстью к убийству, прячущаяся морщинистое лицо во тьме. Ее превосходно поет Елена Михайленко.

“Фауст” в “Новой опере” (12 апреля) – остроумный микст оперных реалий с литературными. В ткань французского либретто вплетены визуальные “цитаты” по роману “Мастер и Маргарита”. И это не случайно: творение Гуно было любимым произведением Михаила Булгакова. Опера повлияла на концепцию романа. Спектакль идет в первой авторской редакции - без “Вальпургиевой ночи”.

Современная опера “Чаадский” (14 апреля в “Геликоне”) интересна и новейшей партитурой композитора Александра Маноцкова, и жесткой концептуальной режиссурой Кирилла Серебренникова. Название спектакля сочетает фамилии “Чацкий” и “Чаадаев”, сюжет почти повторяет комедию “Горе от ума”, а сценические обстоятельства напоминают о сегодняшних российских реалиях. И о вечном противостоянии интеллекта и серости.

Балет

6 февраля – “Золушка” из Перми на сцене Музыкального театра. Меломаны пойдут на этот спектакль, потому что за дирижерским пультом ожидается Теодор Курентзис, трактующий музыку Прокофьева как вселенскую мистерию. А любители балета смогут оценить концепцию хореографа Алексея Мирошниченко: он сочинил новое либретто, согласно которому волшебство случается в гуще советской истории. Идея сделать спектакль на тему “Большой театр ставит балет “Золушка” в 1957 году” принадлежит все тому же Курентзису.

Сюиту “Наяда и рыбак” из Екатеринбургского оперного театра покажут 14 марта на Новой сцене Большого театра. Это реконструкторская работа Юрия Бурлаки, специалиста по старинным балетам. В данном случае корни сказочного спектакля о любви девы вод к рыбаку растут из постановки 1903 года на сцене Императорских театров.

Там же, в Большом, 16 марта пройдет второй спектакль-номинант из уральского города – детский балет “Снежная королева” в постановке Вячеслава Самодурова. Этот хореограф уже обладает несколькими “Золотыми масками”. Балет, разумеется, сделан по сказке Андерсена, но с современной музыкой Артема Васильева, похожей, по словам автора, на “музыку к мультфильму или фильму в жанре фэнтези”.

Завершает балетную программу фестиваля (18 и 19 марта) тройчатка одноактных балетов в московском Музыкальном театре. Это произведения Иржи Килиана (“Маленькая смерть”), Уильяма Форсайта (“Вторая деталь”, хлесткое перефразирование пуантного танца на новый лад, с быстрыми темпами, угловатой пластикой и нарушением строгой геометрии) и Сергея Лифаря (“Сюита в белом”, торжественная бессюжетная апология французского классического стиля). Два последних балета соревнуются в номинации “лучший спектакль”.


Мюзикл и оперетта

Четыре разных постановки в фестивальной программе из четырех российских городов. Первым – 13 апреля – покажут “Безымянную звезду” из Новосибирска (на сцене Российского молодежного театра). Режиссер Филипп Разенков поставил лирическую комедию про довоенные времена в Европе, когда встреча – и любовь – провинциального учителя и столичной светской дамы, тайно сбежавшей из дома, происходит на фоне “подкрадывающейся катастрофы”. Финал этой истории, конечно, грустный.

6 апреля родителям с детьми стоит побывать на детском мюзикле “Гадкий утенок” (петербургский театр “Карамболь” в Российском молодежном театре). Это красочный, живой и веселый праздник, в котором участвуют и дети, и взрослые артисты. История утенка разворачивается на птичьем дворе, где правит король Индюш Четвертый, так что и общественным нравам тоже есть место.

15 марта “Маска” предлагает оперетту “Микадо” из Театра Музыкальной комедии в Екатеринбурге (сцена Музыкального театра) а 22-25 марта и 6-8 апреля – мюзикл “Суини Тодд” в Театре на Таганке. Оба спектакля поставил режиссер Алексей Франдетти. Если на Таганке идет зрелище с грифом “18 плюс”, то потому, что автор музыки и текста Стивен Сондхайм проявил, по мнению Франдетти, “невероятную творческую смелость, когда на фоне безудержного Бродвейского веселья создал мюзикл, разрушающий все привычные каноны “легкого жанра”. “Суини Тодд” – мрачная и зловещая история о серийном убийце, чья жажда мести привела его к полному жизненному крушению.

Зато “Микадо” Гилберта и Салливана, английский продукт 1885 года, основанный на псевдо-японском колорите, полон сатирического веселья: подзаголовок зрелища – “оперетта-комикс”. Как рассказывает режиссер, “Мне хотелось, за внешней “вампукой” произведения, намеренно предложенной авторами, не потерять основную мысль - в самое сложное для общества время, время разобщенности, недовольства или уныния, не терять чувство юмора и иронии”.



оригинальный адрес статьи