Театральная компания ЗМ

Пресса

5 февраля 2018

Что нельзя пропустить на «Золотой маске»

Марина Шимадина | Информационный портал «Театрал»

На этой неделе начинается фестиваль «Золотая маска». Каждый год она не только награждает лучших из лучших, но и показывает актуальный срез российского театра. У московских зрителей есть уникальная возможность за пару месяцев совершить путешествие по всей стране от Петербурга до Лесосибирска и узнать, чем живет сегодня российская сцена. Интересно, что добрая половина спектаклей сезона посвящена взаимоотношениям человека и общества, индивидуума и системы и анализу истории XX века, что говорит о желании театра быть не просто местом приятного досуга, а по определению Льва Додина – «инструментом обнаружения боли».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Губернатор» 18+

Большой драматический театр


Классический конфликт между чувством и долгом, между уверенностью чиновника, приказавшего расстрелять рабочую демонстрацию, и совестью частного человека, в спектакле Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева разрастается до масштабов настоящей трагедии возмездия. Режиссер уводит повествование от конкретных временных реалий и жизнеподобия в условность театральной притчи. Графичная, черно-белая постановка в пространстве Александра Шишкина изучает механизмы истории и одновременно приоткрывает механику театральной игры.

Когда: 7 февраля

Где: МХТ им. Чехова


«Дядя Ваня» 16+

Театр им. Ленсовета


Юрий Бутусов – любимец московской публики и завсегдатай всех масочных фестивалей. На это раз он привозит новую работу по чеховскому «Дяде Ване», вышедшему спустя несколько лет после его трагических «Трех сестер». Хрестоматийную пьесу тут не узнать. Она разорвана на сцены, диалоги и отдельные реплики, ставшими лейтмотивами персонажей. Действие происходит на авансцене, перед картонной белой стеной с нарисованными дверями, об которую ночной бабочкой бьется Соня Войницкая, пока не возьмет топор и не сокрушит весь этот искусственный мир, открыв взорам зрителей черную бездну небытия.

Когда: 2 и 3 апреля

Где: МТЮЗ


«Страх. Любовь. Отчаяние» 18+

Малый драматический театр – Театр Европы


Лев Додин объединил пьесу Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» с его же «Разговорами беженцев» – почти публицистическими диалогами на злобу дня, полными хлестких афоризмов вроде «законно лишь то, что Германии впрок». Ведущие актеры МДТ сидят почти неподвижно на авансцене и обращают свои монологи прямо в зал, пока за их спинами, за стеклами кафе, разворачиваются сценки из жизни фашистской Германии. Политический памфлет Брехта у Додина лишен плакатной дидактики, обличительного пафоса. Перед нами прежде всего живые люди, чьи судьбы круто перемелет история, и их по-человечески жаль.

Когда: 10 и 11 апреля

Где: Театр им. Маяковского


«Розенкранц и Гильденстерн» 18+

ТЮЗ имени Брянцева


Ученик Льва Додина Дмитрий Волкострелов, апологет постдраматического театра, ушедший в своих поисках максимально далеко от Мастера, тоже рефлексирует над историей XX века, только уже отечественной. Абсурдистскую пьесу Тома Стоппарда о двух второстепенных персонажах шекспировской трагедии режиссер проецирует на время советского застоя. Растянувшийся на пять месяцев шахматный поединок между Карповым и Каспаровым, эта игра без победителя, становится в спектакле метафорой остановившегося времени или скорее безвременья, из которого нет выхода.

Когда: 1 и 2 апреля

Где: «Гоголь-центра»


ЕКАТЕРИНБУРГ

«Имаго-ловушка» 16+

Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург


Одна из лучших групп современного танца под руководством ведущего хореографа contemporary dance Татьяны Багановой представляют свою новую работу по мотивам басен Крылова, Лафонтена и Эзопа. Её главные герои – летучие воздушные стрекозы и твердо стоящие на ногах, брутальные муравьи. Противопоставление свободного творчества и рационального труда превращается в попытку понять и принять другого. А танец на фоне индустриальной установки в минималистической звуковой среде переносит зрителей в пространство будущего.

Когда: 9 апреля

Где: Театр им. Пушкина


«Пассажирка» 16+

Театр оперы и балета, Екатеринбург


Екатеринбугскому театру оперы и балета принадлежит честь первой в России постановки оперы Мечислова Вайнберга «Пассажирка», посвященной теме Холокоста. Режиссер Тадэуш Штрасбергер не просто вспоминает страшные события прошлого, но говорит об ответственности каждого отдельного человека перед историей и раньше, и сейчас. Это произведение непростое и с музыкальной точки зрения – со сложным ритмическим рисунком и динамическими сломами. Однако, оркестр под управлением дирижера Оливера фон Дохнаньи с ним блестяще справляется.

Когда: 18 марта

Где: Новая сцена Большого театра


«Снежная королева» 6+

Театр оперы и балета, Екатеринбург

Постановку совсем другого плана, легкую, яркую и праздничную, приготовил зрителям хореограф Вячеслав Самодуров. В этом многослойном спектакле каждый увидит свое: дети – интересную историю и фантастически сделанных троллей, балетоманы – насмешливые цитаты из старых балетов, а взрослые поймут, что царство Снежной королевы – не географическое понятие, оно находится внутри человека. Важно, что для постановки была специально написана новая музыка Артема Васильева - номинация лучшего композитора в балете появляется крайне редко.

Когда: 16 марта

Где: Новая сцена Большого театра



ПЕРМЬ

«Золушка» 12+

Театр оперы и балета, Пермь


Хореограф Алексей Мирошниченко перенес действие прокофьевской «Золушки» в СССР 50-х годов, на сцену Большого театр. Светлое чувство между Золушкой (молодой балериной) и Принцем (заграничным танцовщиком) возникает на фоне закулисных интриг, тотального дефицита и неусыпного контроля Минкульта и КГБ. Между тем, сказка остается сказкой со счастливым финалом, только место феи-крестной занимает мастер по изготовлению пуантов. Об уровне этой работы в стиле советского драмбалета говорят номинации всех авторов постановки, включая, конечно, дирижера Теодора Курентзиса.

Когда: 6 февраля

Где: Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко



Cantos 16+

Театр оперы и балета, Пермь


Новая опера Алексея Сюмака вдохновлена судьбой и творчеством американского поэта-модерниста Эзры Паунда – человека, попавшего в капкан большой политики. Он поддерживал Муссолини, был лишен американского гражданства, осужден, помещен в психушку и остаток жизни провел в Венеции, сохраняя обет молчания. Постановка Семена Александровского и Ксении Перетрухиной не пересказывает биографию писателя, а воссоздает дух XX века, обесценившего человеческую жизнь. А уникальный хор MusicAeterna плетет сложнейшую вязь звуковой партитуры под руководством неизменного Теодора Курентзиса.

Когда: 10, 11 февраля

Где: Дворец на Яузе


ВОРОНЕЖ

«Родина электричества» 16+

Театр оперы и балета, Воронеж

Еще одна мировая премьера и еще одна удивительная судьба. Композитор Глеб Сидельников, слепой от рождения, написал оперу по произведениям Андрея Платонова еще в 70-е годы для Камерного театра Бориса Покровского, но она так и не была поставлена. 40 лет спустя опера увидела свет рампы в Воронеже – на родине писателя, в год столетия революции, вдохновлявшей его ранние рассказы. Режиссер Михаил Бычков и художник Николай Симонов предлагают зрителям ретроспективный взгляд на рождение и крушение советской утопии, оставившей нам ценное наследие – великую литературу и искусство авангарда.

Когда: 13 марта

Где: Музыкальный театра им. Станиславского и Немировича-Данченко



НОВОСИБИРСК

«Я здесь» 16+

Театр «Старый дом»


Популярный московский режиссер Максим Диденко поставил в Новосибирске совершенно неожиданный спектакль по коротким текстам Льва Рубинштейна. Произведения позднесоветского концептуалиста здесь переводятся на язык движений, язык тела, который апеллирует к нашей генной коллективной памяти. С помощью музыки, видео, точно выстроенной пластики Диденко исследует человеческую свободу и несвободу в условиях тоталитарной системы, противостояние естественной природы человека и государственной машины.

Когда: 3 марта

Где: Театр им. Маяковского, сцена на Сретенке


КОСТРОМА

«Снегурочка» 16+

Театр кукол, Кострома


Спектакль Евгения Ибрагимова выдвинут на «Маску» в номинации «театр кукол». Но на самом деле это синтетический спектакль в полном смысле этого слова – визуальный, пластический, объектный, даже иммерсивный. Зрители тут попадают внутрь сказочного Берендеева царства: бродят вместе с актерами по разным локациям, слушают фольклорный заклички и участвуют в церемонии встречи весны. А историю любви и гибели Снегурочки актеры передают эмоциональным языком современного танца. Словом, тут не пересказывают знакомый сюжет Островского, а заставляют пережить чувства и ощущения героев.

Когда: 8 апреля

Где: Центр им. Мейерхольда


НОВОКУЙБЫШЕВСК

«Король Лир» 18+

Театр-студия «Грань»


Город Новокуйбышевск появился на театральной карте Росси благодаря Театру-студии «Грань» и режиссеру Денису Бокурадзе, который выпускает на крохотной сцене в здании местного ДК невероятно стильные спектакли, где словно оживают картины Брейгеля и Босха, средневековые мистерии и карнавалы. В шекспировском «Короле Лире» актеры, одетые в одинаковые костюмы из валяной шерсти, играют по несколько ролей – положительных и отрицательных. Добро и зло здесь легко меняются местами, и Лиру предстоит пройти тяжелый путь к прозрению, чтобы научиться их различать.

Когда: 13 и 14 марта

Где: Малая сцена Театра Наций


НОВОКУЗНЕЦК

«Лондон» 18+

Драматический театр, Новокузнецк


В спектакле по пьесе известного уже белорусского драматурга Максима Досько режиссер Сергей Чехов исследует, как в наивном обывательском сознании волей случая запускается механизм рефлексии. Сантехник Гена совершенно неожиданно впервые в жизни отправляется за границу, на конкурс народного творчества. Пребывание в чужой стране взрывает его мозг и заставляет понять, за что он любит родину. Монтируя чтецкий способ существования актеров с яркой визуализацией внутреннего пути героя, режиссер создает новый эпос, «Одиссею» постсоветского сознания.

Когда: 9 и 10 апреля

Где: Малая сцена Театра Наций


ЛЕСОСИБИРСК

«Лесосибирск. Ллойс» 12+

Театр «Поиск», Лесосибирск


Постановка из далекого северного города в Красноярском крае участвует не только в программе «Детский Weekend», но и в конкурсе «Эксперимент». Действие спектакля почти целиком происходит в социальной сети Вконтакте, подключиться к ней могут и зрители. Однажды в школу приезжает молодой учитель и влюбляет в себя местную Татьяну Ларину – которая не только пишет письма, но быстро переходит к решительным действиям. Спектакль Радиона Букаева основан на реальных событиях, записанных драматургами Ириной Васьковской и Дарьей Уткиной.

Когда: 16 и 17 марта

Где: Центр Мейерхольда



оригинальный адрес статьи