Пресса

5 марта 2009

Танец семи покрывал

Елена Дьякова | Новая газета №22

Юбилейный, 15-й фестиваль «Золотая маска» будет похож на танец семи покрывал. По крайней мере программа кажется столь же интригующей. К конкурсным спектаклям и уже традиционному Russian Case добавятся: внеконкурсная программа «Маска плюс» (она пройдет впервые); проект «Легендарные спектакли и имена XX века»; спектакли стран СНГ и Балтии — и весьма многочисленные.


12—13 марта в Центре Мейерхольда — яркий, вовлекающий зрителя в действа театр «АРТиШОК» (Казахстан) со спектаклями «Гагарин» и «Клоуны». 14—15 марта в МХТ им. А.П.Чехова — спектакль Сильвии Гиллем, звезды Парижской оперы и Королевского балета Великобритании, ушедшей из классического балета в современный танец. 19—20 марта на сцене СТИ Сергея Женовача — спектакль из Литвы, оперы Монтеверди в постановке замечательного Гинтараса Варнаса.


27—28 марта на сцене «Мастерской П. Фоменко» со спектаклем Last Touch First гастролирует труппа классика новой хореографии Иржи Килиана. 29 марта на Новой сцене Большого театра — Королевский балет Фландрии с четырехчастной фреской другого легендарного хореографа, Уильяма Форсайта, Impressing the Czar: оммаж русскому императорскому балету соединен с мотивами живописи испанского Ренессанса и электронной музыкой.


27—28 марта в Центре Мейерхольда — Новый Рижский театр Алвиса Херманиса с документальным спектаклем «Латышская любовь» (сюжет вырос из газетных объявлений, Херманис с удивительной нежностью разбирает житейский сор). 31 марта на сцене Театра им. Моссовета в конкурсную программу вступает БДТ им. Г.А. Товстоногова со спектаклем «Дядюшкин сон» (режиссер — Темур Чхеидзе, в главных ролях — Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили). (За ним в программе «Маски»-2009 следует другой спектакль БДТ, «Дама с собачкой» Анатолия Праудина.)


Петербург, как всегда, представлен в программе щедро. 5—6 апреля на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — проект «Диана Вишнева: Красота в движении». 8—9 апреля на сцене «Мастерской П. Фоменко» идет шекспировский спектакль Льва Додина «Бесплодные усилия любви». 2 апреля театр «Зазеркалье» — постоянный участник «Масок» — привезет на фестиваль оперу Россини «Золушка». (Родители, не пропустите! В Москве такого прелестного детского музыкального театра, как «Зазеркалье», и близко нет!) А 10 апреля на сцене «Под крышей» Театра Моссовета идет кукольный спектакль петербургской студии «КУБ» «Ленинградка». Судя по первым отзывам, спектакль новой труппы продолжает линию «Песни о Волге» Резо Габриадзе. Это кукольное действо о блокаде Ленинграда и о девочке, которую в обледенелой квартире спасает от верной смерти Домовой (в финале Домовой уходит на фронт — чуть ли не добровольцем).


«Маска»-2009 обещает быть очень мощной. Не «расплетаем» спектакли по программам, по конкурсному-внеконкурсному статусу. Однако Москва увидит 10 апреля «Короля Лира» из Екатеринбурга — новый спектакль «Коляда-театра» («Ромео и Джульетту» и «Гамлета» в постановке Николая Коляды очумелые столичные театралы хорошо запомнили). Москва увидит и новую постановку Русского инженерного театра АХЕ по мотивам танго Астора Пьяццолы. И самарский спектакль «Полковник-птица» по совершенно пока неизвестной в России пьесе Христо Бойчева о Балканах 1990-х и полубезумном русском полковнике, возглавившем партизанский отряд пациентов психиатрической клиники.


1 апреля, в день 200-летия Гоголя, сразу на трех площадках (театр «Тень», театр «Эрмитаж», Театр Анатолия Васильева на Сретенке) пойдет некое таинственное гоголевское действо, придуманное знаменитым кукольником и театральным фантазером Ильей Эпельбаумом. А завершит почти двухмесячную программу юбилейной «Маски» театр «Ильхом» из Ташкента, театр погибшего в 2007-м режиссера Марка Вайля. 22—23 апреля на сцене Центра Мейерхольда пройдет их «Радение с гранатом» — фреска о Средней Азии 1920-х, сделанная по мотивам живописи прекрасного художника Усто Мумина. 26—27 апреля в ЦиМе — «Орестея», последний спектакль Марка Вайля.


На «Маску»-2009 приедут театральные продюсеры и отборщики фестивалей из 27 стран. У столичных зрителей — отличный шанс к ним присоединиться. Кризис кризисом, но театральная весна в Москве обещает цвести. О плодах — будем судить в мае.


оригинальный адрес статьи