Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2009

Широкая "Маска"

Марина Давыдова | Известия №37

Главный смотр российских театров официально обнародовал свою программу и объявил, что сокращения в ней, несмотря на кризис, минимальны. Ни с чем не сопоставимая насыщенность этой программы позволяет утверждать, что "Маска" - уже не просто фестиваль. Скорее, своеобразный фестиваль фестивалей.


Великолепие афиши проще всего объяснить тем, что перед нами юбилейный - 15-й по счету - форум. Но это не единственное и не самое важное объяснение. Мегаломанский порыв "Маски" явно свидетельствует о смене ориентиров. Руководство фестиваля в какой-то момент осознало, что одна только конкурсная программа, состоящая из номинантов премии, может считаться фестивалем с очень большой натяжкой. Разрыв между российскими столицами и российской провинцией (не только в области театра, но и едва ли не во всех областях гуманитарной жизни) давно стал притчей во языцех, и отбор провинциальных спектаклей в конкурсную программу всякий раз - головная боль экспертов. Слишком строги критерии отбора. Слишком мало привозных российских спектаклей может соответствовать этим критериям. Главные претенденты на победу (особенно в драматической номинации) обретаются в основном в самой Москве и - заметно реже - в северной столице. Проще говоря, это репертуарные спектакли московских театров, которые можно увидеть и безо всякого фестиваля. Конкурс вытанцовывается (отчего бы Каме Гинкасу не посоревноваться с Сергеем Женовачем), а фестиваль как-то не очень.


Поэтому "Маска" с некоторых пор стала все больше места уделять внеконкурсной программе, рассчитанной не на членов жюри, а на зрителей: им ведь нет дела до критериев отбора. Им можно показывать спектакли, уже побывавшие в Москве прежде. Можно привозить постановки, несовершенные в целом, но замечательные отдельными актерскими работами и режиссерскими прозрениями. Можно обратить внимание на бывшие окраины огромной некогда империи, театральные традиции которых долгие десятилетия созревали в одном и том же лоне. Можно, наконец, выйти на широкие просторы мирового театра. И если прежде внеконкурсные спектакли были редкими вкраплениями в конкурсную программу, то нынешняя афиша (48 конкурсных постановок против 25 внеконкурсных) стала апофеозом новой стратегии.


О конкурсной программе мы уже писали и еще будем писать, а вот огромная внеконкурсная явно нуждается в каком-то навигаторе.


Главная "фишка" нынешней афиши имеет гриф: "Легендарные спектакли и имена ХХ века", и ее одной достаточно, чтобы вписать юбилейную "Золотую маску" в историю театра большими золотыми буквами. В марте в Москву приедут сразу три балетных шедевра - гастроль первой балерины мира Сильви Гиллем со спектаклем Push и показы спектаклей Иржи Килиана и Уильяма Форсайта.


В рамках программы "Спектакли - лауреаты и номинанты "Золотой маски" прошлых лет" покажут две интереснейшие работы Льва Эренбурга - "На дне" его собственного "НеБольшого драматического театра" из Питера и магнитогорскую "Грозу", взявшую главную "Маску" в прошлом году.


Среди постановок, которые приедут из бывших республик бывшего СССР, стоит особенно отметить "Латышскую любовь" уже совершенно породнившегося с Россией Алвиса Херманиса и два спектакля трагически погибшего руководителя ташкентского театра "Ильхом" Марка Вайля - "Радение с гранатом" и "Орестею" (последняя работа мастера поражает отточенной театральной формой и неожиданной трактовкой эсхиловской трилогии). Кроме того, стоит обратить внимание на лихой и ироничный спектакль восходящей звезды эстонской режиссуры Тийта Оясоо "ГЭП (Горячие эстонские парни)" и "Мадригальные оперы" Монтеверди в постановке менее метафоричного, чем хорошо знакомый нам Оскарас Коршуновас, но куда более вдумчивого литовца Гинтараса Варнаса.


Давний знакомец театральной Москвы Раду Поклитару, поставивший в Большом вместе с Декланом Доннелланом нашумевших "Ромео и Джульетту", привозит два спектакля - "Болеро" и "Дождь" - выпущенные в киевском "Модерн-балете". Другой знакомец, алма-атинский театр "АРТиШОК", сыгравший несколько лет назад на NETе свой главный хит, ностальгическую клоунаду Back in USSR, привозит две новые постановки - "Гагарина" и "Клоунов".


О том, что театральное пространство СНГ до сих пор сохраняет некое единство, свидетельствуют две талантливые кукольные работы. Одна из них - "Игроки" - поставлена в Таллинском театре кукол Евгением Ибрагимовым, переехавшим туда из Абакана, другую - "Луна Сальери" из Бреста - сочинил питерский режиссер Руслан Кудашев. Оба -неоднократные номинанты и лауреаты "Золотой маски". В конкурсную программу их нынешние зарубежные постановки не включишь, а во внеконкурсную - пожалуйста. И наконец, из собственно российских спектаклей минувшего сезона, не попавших в конкурс, но удостоившихся включения в офф-программу, стоит выделить "Короля Лира" Николая Коляды. Даже в самых неудачных работах этого вступившего на режиссерскую стезю драматурга всегда есть несколько талантливых театральных идей, ради которых его спектакль стоит если не выдвинуть на премию, то уж точно посмотреть. При такой организации афиши появляется уникальная возможность не только сравнить между собой отечественные достижения последнего театрального сезона, но и рассмотреть их в самом широком контексте. Тут-то и станет ясен истинный масштаб этих достижений. О масштабе самого фестиваля "Золотая маска" можно уже не говорить - он теперь вне конкуренции.


оригинальный адрес статьи