Театральная компания ЗМ

Пресса

28 мая 2018

Иная реальность Саймона МакБерни

Информационный портал «Рыбынск onLine»

На спектакле «Встреча» знаменитого английского актера и режиссера Саймона МакБерни зрители, погружаясь в иную реальность, совершают удивительное путешествие во времени и пространстве.

Потрясение, удивление, масса самых разных мыслей после просмотра спектакля The Encounter («Встреча») британца Саймона МакБерни — вот то немногое, что можно выразить словами. Два часа невероятного погружения в иную реальность подарили любителям театра два фестиваля — «Черешневый лес» и «Золотая маска», пригласив в Москву режиссера и актера Саймона МакБерни с его невероятным экспериментом на театральной сцене.

Волшебство начинается с первых минут, когда публика, рассаживаясь в зале театра «Мастерская Петра Фоменко», надевает наушники. В них голос, звучащий то в правом, то в левом ухе, просит каждого сделать тест. Без этих бинауральных наушников, как станет ясно впоследствии, не было бы никакого волшебства. На сцене Саймон один — в окружении множество пластиковых бутылок с водой (в течение представления он опустошит значительную их часть — работает с немыслимой отдачей). И еще микрофон в виде головы стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Этот микрофон, да еще невероятный голос артиста с меняющимся тембром, записи звуков джунглей, его разговоров с маленькой дочкой в лондонской квартире или чьих-то воспоминаний переносят зрителей-слушателей в разные миры. Порой кажется, даже в разные измерения.

Свой моноспектакль артист поставил по книге румынского писателя Петру Попеску «Лучезарная Амазонка». В основе книги — реальная история американского фотографа Лорена Макинтайра, который отправился в 1969 году в джунгли Амазонки по заданию журнала National Geographic на поиски южноамериканского племени майоруна. Увидев первых представителей этого племени, фотограф так увлекся съемками, что потерялся в джунглях и был вынужден остаться жить среди аборигенов. Телепатическое общение с вождем племени, в которое фотограф долго не мог поверить, стало для него единственным источником информации для понимания происходящего. Именно эта встреча стала для него главным событием жизни, перевернув представление цивилизованного и достаточно образованного человека о времени и пространстве. Вместе с индейским племенем фотограф совершил путешествие «к началу времен»: индейцы майоруна воспринимают время как поток, куда можно при определенных условиях возвращаться.

Эта история, описанная в книге Попеску, стала для МакБерни поводом поразмышлять о пространстве и времени, используя самые современные звуковые технологии. Эзотерики и мистики утверждают, что понятие времени условно. Оно вовсе не линейно, как принято считать, нет ни вчера, ни завтра, и поэтому каждый может перемещаться как в прошлое, так и в будущее. Немногие избранные владеют этим искусством, их называют ясновидящими. Но, в принципе, овладеть этим может каждый. Вот в чем главный смысл спектакля: все внутри нас. Не зря критики назвали спектакль Encounter (в русском переводе «Встреча») прогулкой по мозгу.

Звучащая реальность у Саймона МакБерни оказывается не менее яркой и разнообразной, чем увиденная. Звук создает в воображении каждого зрителя картины, которые оказывается, эмоционально могут воздействовать даже сильнее, чем изображение. Во время спектакля то и дело хотелось обернуться — казалось, артист стоит возле тебя, то позади, то справа, то слева, и его голос звучит только для тебя. А порой невольно отмахиваешься от жужжащих над ухом комаров, которые, по замыслу, облепили в джунглях путешественника-фотографа. Два часа магии, о которой его создатель высказался так: «Я стараюсь погрузить вас в ситуацию, когда вы с помощью только театральных средств приходите в некое галлюциногенное состояние, чтобы вы смогли прочувствовать относительность реальности и немного иначе посмотреть на мир». Невольно вспомнишь Касатенду с его описанием встречи со старым индейцем Доном Хуаном и их совместные путешествия в неизведанное.

Конечно, можно быть реалистом: высокие технологии способны создать сегодня любую реальность. Но ведь надо было соединить их с невероятной историей. Заставить зрителей поразмышлять над самыми важными вопросами бытия, то проходя немыслимые испытания вместе с потерявшимся в джунглях фотографом, или вместе с индейцами майоруна спасаясь от наступления цивилизации, или вслушиваться в ночные разговоры Саймона МакБерни с маленькой дочкой. «Саймон сделал из моей книги монолог, — поделился однажды своими впечатлениями от спектакля писатель Петру Попеску. — Я видел его фильмы и спектакли до этого, так что ожидал чего-то необыкновенного. Но я не думал, что приду в театр и мне наденут наушники. Знаете, я был в Амазонии. Там жарко, полно насекомых, кажется, что они залезают в ваш мозг. И ровно это я почувствовал, сидя в кресле на спектакле Саймона. Я был поражен. Это самый невероятный спектакль из всего, что я когда-либо видел». Наверное, многие зрители с ним согласятся. Во всяком случае, когда на сцене постепенно погас свет, артист ушел вглубь, в темноту, в зале еще какое-то время была абсолютная тишина. И лишь потом — взрыв аплодисментов.

Надо отдать должное Саймону МакБерни не только за его талант. По окончании спектакля он счел нужным обратиться со словами благодарности к своей команде, всем, кто вместе с ним осуществил задуманное им представление. Британец Саймон МакБерни — актер, драматург и режиссер, один из самых авторитетных новаторов современного театра. Увлечение МакБерни вопросам человеческого разума и сознания началось почти два десятилетия тому назад, с пьесы «Мнемоник» — о соотношении человеческой памяти с истоками личности. Именно эту тему режиссер продолжает исследовать в своих постановках последних лет, в том числе и в спектакле The Encounter. Не удивительно, что среди зрителей было много узнаваемых лиц — от российских театральные деятелей, среди которых Евгений Миронов и Ингеборга Дапкунайте, Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая, до персон из шоу-бизнеса и серьезных бизнесменов. Роман Абрамович, похоже, и вовсе стал поклонником «Черешневого леса», появляясь на самых заметных событиях этого фестиваля.



оригинальный адрес статьи