Театральная компания ЗМ

Пресса

1 июня 2004

Мадемуазель, не надо слез

Дина Годер | Gazeta.ru

К гастролям МДТ нужно готовиться серьезно – делать бутерброды и настраиваться на серьезные испытания. Даже французские театралы рыдают, поняв русскую душу после этих спектаклей.




В советские времена такие гастроли называли «отчетными». Нынешние гастроли Малого драматического театра правильно назвать «подарочными». Отчитываться или удивлять чем-то новым не планировали – все спектакли нынешней гастрольной программы в столице уже видели, а последняя премьера – «Дядя Ваня» – только в апреле увезла из Москвы две «Золотые маски». И вот теперь подарок прибывает – окруженный восторженным шепотом и всевозможным почтением. Как коллекция пасхальных яиц. Как наше театральное все.
9 лет назад в том же Театре на Таганке, что и сейчас, проходили последние большие гастроли театра. Тогда же в Москве впервые увидели и «Клаустрофобию» – ослепительно белый спектакль, сочиненный из этюдов на мотивы современных текстов – Сорокина, Улицкой, Венедикта Ерофеева и Харитонова.



И грандиозных 12-часовых «Бесов», которых вместо трех вечеров подряд по-марафонски играли в один день с утра и до вечера. Помню, нам советовали брать с собой сок и бутерброды – в часовых перерывах между частями спектакля в буфете Таганки поначалу выстраивалась огромная очередь, а потом прилавки опустели. Теперь и «Бесов», и знаменитую абрамовскую дилогию «Братья и сестры» тоже сыграют зараз.



Эпопею Федора Абрамова о военной и послевоенной советской деревне Додин в первый раз поставил в 1978 году в ЛГИТМиКе, со студентами. Придя, в начале 80-х руководить МДТ, Додин вновь взялся за этот роман, и, как со своими учениками, поехал с труппой летом на родину Абрамова, в Верколу. Жили коммуной, актеры присматривались к пластике деревенских жителей, перенимали северный говор. Критики поминали экспедиции раннего Художественного театра. Идущие в два вечера новые «Братья и сестры» взяли город своей искренностью, неожиданной залихватской энергией и мощью настоящей театральной эпопеи. Потом спектакль получил Госпремию и стал торговой маркой обновленного МДТ. С него и пошли триумфальные зарубежные гастроли Малого драматического – сегодня самого «выездного» и признанного на Западе российского театра.
Именно Додин нынче перед всем миром отвечает и за традицию отечественного психологического театра, и за загадочную русскую душу.

«Братьям и сестрам» почти двадцать лет, но спектакль продолжают играть, а те, кто видел его в последние годы, говорят, что он остается живым и мощным. Не так давно мне рассказывали про одну страстную французскую театралку, которая вдруг позвонила своим российским друзьям глубокой ночью и, рыдая, сказала, что прощает им все обиды: теперь она, наконец, поняла русскую душу. Выяснилось, что этим вечером она ходила смотреть гастрольный спектакль «Братьев и сестер».



Каждый из додинских спектаклей репетируется очень долго – иногда от первых этюдов до премьеры проходит несколько лет, и все это время, почти до самого выпуска, точно не известно, кто, собственно, кого будет играть. Репетирует почти вся труппа, каждый может пробовать по нескольку ролей, но, возможно, проработав два-три года, актер в спектакле так и не сыграет. Такая система репетиций приводит в ужас зарубежных коллег, но спектакль в результате несет груз тяжелейшей работы, что чувствуют зрители. К тому же есть и технические трудности, которые тут привыкли преодолевать.
Знаете ли вы, например, что многие тонны воды в любимых Додиным бассейнах (они есть и в чеховской «Пьесе без названия», и в платоновском «Чевенгуре», которые приедут на эти гастроли), необходимо нагревать три дня в уже смонтированных декорациях, чтобы не заморозить артистов? При любой ошибке или недоделке актеры будут играть, стоя в ледяной воде.



На этот раз москвичи увидят семь спектаклей, по которым можно проследить все то, что происходило с театром и Додиным за последние двадцать лет. От хоровых, полных жизни «Братьев и сестер» до платоновского «Чевенгура» – страшного спектакля о том, что убивать легко и умирать легко. Еще будут мрачные, тянущие душу «Бесы» и «Московский хор» Петрушевской – полный надежды советский абсурд. Энергичная «Клаустрофобия» и две замечательных постановки Чехова: тоскливая «Пьеса без названия» и умиротворяющий «Дядя Ваня».

Доступ к «нашему всему» в области театра начинается сегодня. Тем, кто еще никогда не видал спектаклей Додина и решится вместо летнего отдыха наверстать упущенное сейчас, предстоит испытание. Но, пожалуй, его стоит пройти. И тогда восторгаться этими спектаклями, числить их среди главных театральных переживаний или прийти в раздражение и обвинить: актеров – в искусственности, режиссера – в холодности, весь театр – что все ездит по заграницам, торгуя русской душой. Но трудность сюжетов, которые выбирает Додин, и предельная серьезность его отношения к театру гарантирует, что время не будет потрачено зря.



оригинальный адрес статьи