Театральная компания ЗМ

Пресса

13 марта 2009

Театральный винегрет

Роман Должанский | Коммерсантъ Weekend


Фестиваль "Золотая маска" по традиции начался намного раньше своего официального открытия 27 марта. В его рамках уже прошли гастроли Мариинского театра в Москве. Программу "Легендарные спектакли и имена ХХ века" на этой неделе открывают гастроли Сильви Гиллем (подробнее), почти одновременно с ней будут показаны номинированные на "Маску" балеты Большого театра (подробнее). В апреле будет представлена подготовленная специально для иностранных гостей программа "Russian Case"; примерно тогда же в ЦДХ откроется IV театральный рынок "PRO-Театр-2009". А еще в этом году будет представлена "Маска плюс" — первая попытка проведения большой внеконкурсной программы фестиваля "Золотая маска". Не ограниченная жестким регламентом и строгими эстетическими требованиями, которые предъявляются к основному списку номинантов "Золотой маски", "Маска плюс" представит яркие, нестандартные, по-своему замечательные спектакли из России, а также из стран СНГ и Балтии. При выборе участников "Маски плюс" ее организаторы опирались на мнения экспертов, рекомендации театральных критиков и специалистов. Кроме того, в афишу "Маски плюс" будут включены спектакли-номинанты и лауреаты "Золотой маски" за последние пять лет.


Программа "Маска плюс" — новинка дирекции фестиваля "Золотая маска", придуманная по случаю 15-летнего юбилея национальной театральной премии. Сориентировать зрителя в этой программе нелегко, поскольку никакой единой концепции у приплюсованной программы нет. "Маска плюс" — обозрение, калейдоскоп спектаклей, театральный винегрет. Однако задачи у программы вполне конкретные.


Во-первых, освежить воспоминания о нескольких участниках прошлых фестивалей, которые успели посмотреть далеко не все желающие. Так, на бис привозятся два спектакля Льва Эренбурга — "На дне" из Питера и магнитогорская "Гроза".


Во-вторых, дирекция фестиваля решила совместно с Театром наций показать в Москве спектакль-победитель фестиваля театров малых городов России, прошедшего осенью в Пермском крае. Спектакли городских театров очень редко участвуют в "Маске". Между тем среди этих театров есть весьма достойные и серьезные труппы. Одна из них — Минусинский драматический театр, который как раз и победил на фестивале малых городов со спектаклем "Черный тополь". Теперь эта идущая в два вечера постановка о жизни людей в Сибири в годы советской власти будет показана в Москве.


В-третьих, "Золотая маска" решила на этот раз представить спектакли, которые не прошли экспертное сито и остались за рамками официальных номинаций, в то же время вызвав живой интерес экспертов. Например, "Король Лир" в постановке Николая Коляды. Может быть, это и не самый лучший его спектакль, но все-таки самобытный и оригинальный, к тому же заглавную роль в шекспировской постановке сыграл сам знаменитый драматург и руководитель театра своего имени. Или, скажем, питерская "Паника. Мужчины на грани нервного срыва". Для официальной программы этот спектакль показался слишком похожим на капустник, но почему бы зрителям "Золотой маски" и не расслабиться во время фестиваля. Или, например, спектакль "Падение Жанхота" драматического театра из Назрани. Это представление вряд ли уместно соединять в конкурсе со спектаклями Льва Додина и Петра Фоменко, но все-таки зрелище энергичное и экзотическое, да и укреплению единого театрального пространства способствует.


С той же целью включены в программу "Маска плюс" и спектакли из стран СНГ — это в-четвертых. Не секрет, что театр на просторах бывшего Советского Союза в последние годы мало где процветает. Если что и можно собрать, то разве что по крупицам. Спектакли оказываются самого разного формата — есть тут и вполне традиционный академический спектакль Минского русского театра "Земляничная поляна" со знаменитым актером Ростиславом Янковским в главной роли; и две постановки негосударственной боевитой и склонной к клоунаде группы "АRTиШОК" из Алма-Аты: одна так и называется — "Клоуны", а другая — "Гагарин"; еще два спектакля привезет знаменитый театр "Ильхом" из Ташкента, это две последние постановки трагически погибшего полтора года назад основателя театра Марка Вайля — "Радение с гранатом" и "Орестея" Эсхила.


Наконец, в-пятых — "Маску" связывают прочные узы обменных проектов со странами Балтии, так что приплюсовать к фестивалю решили и несколько спектаклей из Эстонии, Латвии и Литвы. Один из самых любопытных гостей — "ГЭП" театра "NO 99" из Таллина. Расшифровывается аббревиатура как "Горячие эстонские парни". Парням в спектакле действительно позарез нужно быть все время горячими — они стремятся любыми путями стать отцами. На дебют режиссера Тийта Оясоо вдохновил тот факт, что эстонцев на земле очень мало — что-то около миллиона. "ГЭП", придуманный режиссером и актерами методом коллективных импровизаций, состоит из череды остроумных эпизодов. На самом деле режиссер исследует самосознание собственного народа, и персонажи, якобы решая проблему воспроизводства нации, пытаются выяснить, что еще, кроме страха вымирания, объединяет людей в народ. По жанру это современная фольклорная комедия, и самоирония помогает театру избежать банального национализма.


оригинальный адрес статьи