Пресса

12 марта 2009

Танец под аккомпанемент паровозного гудка

Ольга Романцова | Газета


Два балета Раду Поклитару «Болеро» и «Дождь» поставлены в Киеве, в театре «Киев модерн-балет», который был создан специально для этого хореографа. И хотя все зрители, видевшие балеты Поклитару в Москве, мгновенно узнают его фирменные приемы, заметно, что фантазия хореографа стала еще более неумной.



Любимое занятие Раду Поклитару - дразнить и провоцировать зрителей посредством сочетания танца с необычными приемами. К примеру, балет «Болеро» на музыку Равеля команда танцоров начала с истошного крика. Пластическую композицию этого балета можно назвать отповедью легендарному «Болеро» Мориса Бежара, которое было поставлено для Майи Плисецкой. У Бежара солировала Плисецкая, у Поклитару «солирует» толпа людей, которые затянуты в темный балахон и передвигаются единой массой. Извиваясь, корчась и кувыркаясь, люди один за другим выдираются из балахона, но стоит им оказаться на свободе, как они снова сбиваются в кучу.


Идею о том, что человеку гораздо удобнее быть не индивидуальностью, а частью толпы, не назовешь свежей, но она выстроена хореографом в «Болеро» настолько внятно, будто он поставил не балет, а драматический спектакль. Стремление к театрализации отличает все работы Поклитару. В 2004 году свой балет «Ромео и Джульетта» он даже поставил в Большом театре вместе с театральным режиссером Декланом Доннелланом. Хореограф начисто лишен пиетета перед балетной классикой. Например, Золушка, героиня его одноименного балета, поставленного в Риге, оказывается уборщицей в борделе и не раз за это расплачивается. Кстати, и «Золушка», и «Ромео и Джульетта» были запрещены Прокофьевским фондом.


Ситуацию, в которой работает Поклитару сейчас, можно назвать идеальной. Он возглавляет авторский, частный театр и создает балеты с отличной труппой. У хореографа есть возможность дать волю фантазии, сочиняя одно красивое и необычное движение за другим. Балет «Дождь» - лучшее доказательство того, что Поклитару отлично справляется с этой задачей. Этот балет похож на коллекцию танцевальных дуэтов и соло под аккомпанемент народных песен и гудков паровоза, которые обрамляют массовые сцены на музыку Баха. Каждый из дуэтов выразителен, как драматический диалог: пластические фантазии по-актерски оправданы и прожиты танцорами. Вот женщина провожает мужа под звуки грузинской песни, бросает вещи в маленький чемодан и сама становится в него, как будто надеясь, что муж возьмет ее с собой. Драматизм одних дуэтов сочетается с юмором других: лихой морячок под балканскую песню выделывает какие-то замысловатые коленца. А в финале танцоры подставляют под струи дождя раскрытые, перевернутые вверх тормашками зонтики, чем-то похожие на белых лебедей.


Хореограф Раду Поклитару, художественный руководитель театра «Киев модерн-балет»:



- Собираясь в Москву и выставляя спектакли на суд московской публики, я волновался, потому что Москва - одна из культурных столиц мира. Здесь писали о том, что я работаю с непрофессионалами. Но кого считать профессионалом? Человека, имеющего диплом, проучившегося в балетной школе и в училище восемь лет и еще столько же отработавшего в кордебалете какого-нибудь уездного театра, или человека, который открыт для любых новых идей и способен их осуществить? Я считаю, что в моем театре работают абсолютные профессионалы современного танца. У них потрясающая самоотдача и они органичны в любых ситуациях. Не могу предугадать, в каком направлении будет развиваться современный танец. Я стараюсь быть современным для самого себя.



оригинальный адрес статьи