Театральная компания ЗМ

Пресса

13 октября 2018

«Золотая Маска»: «Человек, который принял жену за шляпу» удивит зрителя

Илона Устинова | Интернет-издание Sputnik

В рамках фестиваля "Золотая маска", который проходит в Эстонии с 9 по 17 октября, на суд зрителей представлен спектакль Московского театра имени В. Маяковского "Человек, который принял жену за шляпу" по книге американского нейропсихолога Оливера Сакса.
Гостями пресс-центра Sputnik Эстония стали режиссер Никита Кобелев и актеры московского театра Нина Щёголева и Роман Фомин.

Режиссер и актеры театра имени Владимира Маяковского в гостях у Sputnik Эстония
В основу их спектакля "Человек, который принял жену за шляпу" заложены истории пациентов знаменитого американского нейропсихолога Оливера Сакса, которые он описал в своей книге, ставшей мировым бестселлером. Театр Маяковского стал первым в России, кто инсценировал книгу, рассказав о людях, пытающихся побороть разнообразные парадоксальные отклонения.

Режиссер и актеры постановки рассказали о том, как они вели подготовку к ролям, получается ли сразу после спектакля выйти из образов, как его принимают российские и эстонские зрители и поменялось ли их личное мировоззрение.

Проведена исследовательская работа
Режиссер спектакля Никита Кобелев выбрал из книги наиболее содержательные и показательные случаи о людях, которые пытаются справиться с различными психическими особенностями. Но в первую очередь он ориентировался на актеров, которые смогли бы сыграть эти истории. При помощи медиатехнологий, экзотических музыкальных инструментов и деликатного юмора та или иная особенность психики передается как откровение, а изменение в работе мозга — как открытие неведомых в обычной жизни путей.

Лично его больше всего затронула история о "заблудившемся мореходе". Она рассказывает о человеке, который потерял память и помнил свою жизнь только до 1945 года, а следующие 30 лет были как будто стерты из его головы.

"Некоторые истории раскрывались в процессе работы. Вроде бы понимаешь, что происходит с человеком, но не до конца, поэтому приходилось детально разбираться в ситуации", — сказал Кобелев.


Актер Роман Фомин добавил, что спектакль создавался не в общепринятом театральном формате, когда режиссер приносит пьесу, распределяет роли и актеры начинают к ним готовиться. В данном случае получилась своего рода лабораторная работа, поскольку литературную основу пришлось переводить на язык театра. Кроме того, актеры сами могли выбирать себе персонажей.

"Получилось так, как мы задумывали. Спектакль будет волновать, трогать, привлекать внимание к каким-то проблемам", — сказала актриса Нина Щёголева.

Не сумасшедшие, а особенные
Подготовка к спектаклю была долгой и кропотливой, творческий коллектив провел целую исследовательскую работу. Режиссер и актеры досконально изучили каждую историю, чтобы максимально точно передать, что происходит с человеком с тем или иным расстройством, было просмотрено множество видеозаписей, опубликованных в интернете. В некоторых случаях помогали профессиональные психологи, которые давали ценные консультации.


"Мы занимались поисками настоящих людей с такими же нарушениями, которые живут сейчас. Мы очень глубоко изучали эту тему", — сказала Щёголева.

"Но мы настаиваем, что это не больные люди, не сумасшедшие, а люди особенные", — добавил Фомин. Он рассказал, что в спектакле показана не только ситуация "пациент-доктор", в нем говорится и о том, каково приходится родственникам таких людей.
По мнению Фомина, главная задача общества — уметь увидеть потенциал и достоинства особенного человек, обратить внимание на то, что он может делать. "Этот спектакль не для тех, кто болеет. Мы его сделали для обычного зрителя. Эти истории только открывают двери, они показывают глубину, сложность и хрупкость человека. Истории доктора Сакса доводятся до уровня мифов, поэзии, притчей, и этим его книга прекрасна", — пояснил режиссер.

Нина Щёголева сказала, что после спектакля актеры еще какое-то время находятся в образе, роли не отпускают. "Чувствую личную ответственность и трепетное чувство к этому спектаклю", — сказала она.

Актеры отметили, что в целом, после изучения историй людей с различными психическими особенностями, их мировоззрение несколько изменилось, поскольку никто не застрахован от подобных ситуаций.

Эстонский зритель театрально подготовлен
В Эстонии спектакль "Человек, который принял жену за шляпу" уже посмотрели в Нарве и Вильянди, теперь его смогут увидеть и таллиннские зрители.

Кобелев отметил, что в Эстонии, как и в России, постановку приняли очень хорошо, чувствуется отклик и реакция зрителей, она их очень трогает. Особенно это заметно в те моменты, когда происходит непосредственное общение с залом.

"Наша задача не только показывать, но и делать зрителей участниками. Было интересно, как нас примут в другой стране", — сказала Щёголева.

Режиссер и актеры особенно оценили тот факт, что на открытии фестиваля "Золотая маска" с приветственным словом выступил премьер-министр Эстонии Юри Ратас, а в Вильянди перед началом спектакля выступил мэр города Мадис Тимпсон. Что касается непосредственно публики, то, по словам гостей из России, эстонский зритель любит и разбирается в театре.

оригинальный адрес статьи