Театральная компания ЗМ

Пресса

8 марта 2019

«Золотая Маска-2019»: краткий гид по фестивалю

Журнал «Elle»

Рассказываем о семи наиболее заметных спектаклях, номинированных на престижную театральную премию

«Гамлет»

Спектакль культового режиссера Юрия Бутусова, поставленный в питерском «Ленсовете», претендует сразу на семь номинаций «Золотой маски. В том числе, на «Лучший спектакль большой формы» и «Лучшую режиссерскую работу». А Лаура Пицхелаури, сыгравшая Гамлета, номинирована на «Лучшую женскую роль». Что так впечатлило зрителей и критиков? Бутусов в своей традиционной манере переосмысливает классический шекспировский текст: главным соперником Гамлета становится не его коварный дядя, а вселенская пустота, с которой невозможно справиться, но с которой бороться все равно приходится. Ну и, конечно, в спектакле великолепные декорации, продуманный саундтрек и мощная актерская энергетика — все в лучших традициях бутусовских постановок.

«Проза»
«Электротеатр Станиславский» знаменит своими экспериментальными постановками, и опера Владимира Ранеева, выдвинутая на «Золотую маску», подтверждает обоснованность этой славы. Спектакль ошеломляет зрителя формой подачи: режиссер параллельно рассказывает сразу две полноценные истории. Первая основана на рассказе «Жених» Юрия Мамлеева — ее зритель не слышит, а читает в качестве некоего проецируемого комикса, — а вторая — на классическом тексте Антона Чехова «Степь». Его, как раз, надо будет воспринимать на слух. Подобная «информационная атака» вызывает оторопь, однако столь радикальный театральный жест неслучаен. Депрессивная и пессимистическая «Степь» Чехова с его «русским духом» служит отличным фоном (если не объяснением) тех парадоксальных событий, которые происходят в тексте Мамлеева, где мать берется усыновить убийцу собственной дочери.

«Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?)»

Евгений Марчелли — один из наиболее уважаемых и известных российских театральных режиссеров. Обладатель нескольких «Золотых масок», на этот раз на премию выдвинут его спектакль «Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?)», поставленный по знаменитой пьесе Эдварда Олби. Лаконичный спектакль, держащийся лишь на актерской игре, передает камерный дух исходного текста. В центре внимания — история Марты и Джона, которые одновременно и любят друг друга, и ненавидят. Бессмысленность жизни заставляет их упражняется в издевательстве над партнером и разыгрывать небольшие ежедневные «спектакли». Однако в какой-то момент выдумка перестает быть отличимой от реальности.

«Маленькие трагедии»

Кирилл Серебренников — мастер совмещать в одном спектакле все и сразу. В «Маленьких трагедиях» есть и привычный пушкинский текст, и цитаты из голливудских блокбастеров, и отсылки к поп-арту, и даже Хаски, читающий свои «черные-черные» рифмы. Множество аллюзий к другим произведениям искусства и игра со смыслами — то, за что все так любят не только постмодернизм, но и сам «Гоголь-центр». Постановка выдвинута на «Золотую маску» в восьми номинациях, и это уже говорит об уровне спектакля: если вы еще не видели его, стоит обязательно сходить в ближайшее время.

«Зулейха открывает глаза»

Спектакль-миф (или, вернее, страшная сказка) поставлен по одноименному роману Гузели Яхиной — абсолютному российскому бестселлеру. Постановка приехала в Москву из Уфы, где он идет в Башкирском театре драмы им. М. Гафури. История жизни Зулейхи, которая проходит через репрессии 1930-х годов, перенесена на сцену режиссером Айрат Абушахмановой. Его сила в том, что он вызывает у зрителя острое чувство сопричастности всему, происходящему в театре. Зал в спектакле неотделим от сцены — он тоже становится местом действия, и в какой-то момент можно представить, словно именно тебя сейчас отправят на лагерные работы или в тюрьму. И это, конечно, производит сильное впечатление.

«Солнечная линия»

То, что Иван Вырыпаев давно превратился в едва ли не главного современного российского драматурга — практически общепризнанный факт. Его пьесу «Солнечная линия» на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда поставил известный режиссер Виктор Рыжаков, а две главные (и единственные) роли сыграли Юлия Пересильд и Андрей Бурковский. Результат у столь талантливой команды получился отличным — во многом «Солнечная линия» чем-то напоминает пьесу Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» только с более счастливым концом. Как и в случае с классикой абсурда, здесь в бесконечной борьбе сходятся давние любовники: мужчины и женщина, которые не могут быть вместе и не хотят быть врозь.

«Снегурочка»

Пожалуй, самая неожиданная постановка в рамках «Золотой маски» этого года. «Снегурочка» — фантастическая опера новосибирского театра «Старый дом»: режиссер Галина Пьянова смогла взглянуть на классическую пьесу Островского совершенно по-новому. Знакомая по школьной программе история рассказывается с помощью музыки, которую актеры играют на подобных вещах, от медного таза до велосипедного колеса. В качестве бонуса ко всему этому — костюмы редкой красоты, за которые, в частности, постановка и номинирована на «Золотую маску».

оригинальный адрес статьи