Пресса

13 марта 2009

Под общей вывеской

Анна Галайда | Ведомости


Последние лет двадцать прошлого века русский балет воспринимался в мире как музейный экспонат, а погоду в этом искусстве делали совсем в других краях другие люди. Но в России, чтобы не убить наше самомнение, их старались не показывать. И лишь теперь, когда и этот современный танец становится музейным, появилась возможность его увидеть. В честь своего 15-летия «Золотая маска» показывает программу «Легендарные спектакли и имена XX века» и везет в Москву три спектакля, символизирующих главные достижения современной хореографии.



Сильви Гиллем: императрица-анархистка


Первой покажут программу Push Сильви Гиллем и Рассела Малифанта. Три соло и дуэт, составляющие вечер, стали мировой сенсацией: в 2005 году эта лондонская постановка получила премию Лоуренса Оливье как лучший танцевальный проект, авторитетный приз журнала TimeOut за исполнение был присужден Гиллем, а хорео­графию Малифанта отметили Нацио­нальной танцевальной премией.


В Push изобретательность хорео­графии не уступает виртуозности балерины, хотя все меркнет перед блеском танцующего Малифанта. И все же можно гарантировать, что у нас этот проект станет легендой: ведь в Москве впервые выступит Сильви Гиллем. Эта женщина, внешне больше похожая на модель, изменила сам облик современного балета. Она идеально владеет телом, совершенным, как скрипка Страдивари, и обладает рассудком, превращающим романтические разливы старинной хореографии в четкую структуру, будто зафиксированную на лазерном носителе. После того как она станцевала «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу», даже русские балерины вынуждены были пересмотреть свой подход к классике. Но в спектаклях Петипа мы Гиллем уже не увидим: сегодня она танцует только современную хореографию. О том, что здесь Гиллем оставила не меньший след, свидетельствует созданный для нее легендарный балет Уильяма Форсайта In the Middle Somewhat Elevated.



Уильям Форсайт: ангел-истребитель


Прошедший хорошую академическую школу, Форсайт много лет использовал в своих спектаклях исключительно классическую технику. Но все, что вытворяли на пуантах его балерины, до сих пор выглядит танцами инопланетных андрогинов. Электронная музыка, которую любит хореограф, задает изощренный ритм его постановкам; он одевает своих танцовщиков в трико и выворачивает им суставы, запуская движение на немыслимой скорости, будто бы против всех законов физики.


С годами Форсайта увлек со­временный танец, а сейчас он полностью ушел в создание перформансов. Но одна из его танцовщиц, несколько лет назад возглавив Королевский балет Фландрии, получила разрешение на восстановление старых спектаклей.


Спектакль Impressing the Czar сложен из четырех балетов, одним из которых является легендарный In the Middle Somewhat Elevated. Хореографом он задуман как реверанс перед академическим (русским) балетом. Тем не менее рассчитывать на пачки и арабески не стоит. Единст­венная уступка, которую сделал Форсайт публике, наивно покупающейся на обещание «литературного полнометражного балета», — это вкрапления Бетховена, которые он впаял в своих излюбленных Тома Виллемса и Лесли Стака.





Иржи Килиан: мастер массового гипноза


Как и Форсайт, он был солистом Штутгартского балета Джона Крэнко. Чех, покинувший Прагу в 60-х, не вынес на Запад ни грана массивного и утомительно-подробного советского балетного стиля. Ставить Килиан начал практически тогда же, когда и танцевать. Поэтому уже в 28 лет возглавил труппу Nederlands Dans Theater, с которой и добился стремительного мирового признания.


Стиль Килиана, автора изощренных одноактных композиций, не рассчитан на исполнителей-звезд. Его бессюжетные на первый взгляд спектакли обычно созданы для больших ансамблей, где негде блеснуть индивидуальным мастерством. Но именно он стал гуру, источником вдохновения и идей, которые уже больше четверти века растаскивают по своим спектаклям сотни последователей.


Успех хореографа привел к тому, что его театр превратился в три автономные компании под общей вывеской. На этот раз в Москву едет NDTIII — сборная ветеранов. Им уже не под силу создание массового гипноза в исступленных прыжках и вращениях, мастером которых является Килиан. Зато эти танцовщики способны движением руки передать движение вселенной. Они покажут Last Touch First — 50-минутное размышление о жизни и смерти.



оригинальный адрес статьи