3 апреля 2019

Вышел в свет двухтомник «Гремина и Угаров. Пьесы и тексты»

Елизавета Авдошина | «Независимая газета»

Издательство «Новое литературное обозрение» при содействии фестиваля «Золотая Маска» издало сборник произведений основателей Театра.doc

Спустя год после смерти драматургов, сценаристов, режиссеров и педагогов, руководителей главного независимого негосударственного театра России Театра.doc, супругов Михаила Угарова и Елены Греминой издан основной корпус их драматических произведений. Это два монографических, но взаимосвязанных между собой тома, выпущенных тиражом 1000 экземпляров. Тексты подготовили к публикации их наследники - Александр Родионов и Иван Угаров. Особую литературную ценность двухтомнику придает то, что прижизненных полноценных изданий у драматургов, к великому сожалению, не было. За исключением одной книги с избранной прозой и несколькими пьесами Угарова, которую подготовила сама Гремина (Угаров М. Облом-off.М.Эксмо, 2006). В планах друзей и соратников драматургов - издать и теоретические лекции Михаила Угарова разных лет, сейчас с помощью его учеников и студентов их собирают и готовят к публикации.

В первом томе сборника представлена драматургия Елены Греминой. В книгу вошли пьесы разных годов («За зеркалом», «Сахалинская жена», «Братья Ч», «Дело корнета О-ва», «Колесо фортуны» и др.). Во втором томе собраны почти все пьесы Михаила Угарова («Голуби», «Зеленые щеки апреля», «Облом-оff», «Правописание по Гроту» и др.), а также пьесы для Театра.doc, написанные драматургами совместно, как сценарии для конкретных постановок («24+», «Двое в твоем доме», «1.18» и др.).

Во вступительной статье литературовед, исследователь движения Новая драма, автор основополагающего исследования по российской драме нулевых Марк Липовецкий раскрывает главный парадокс творчества Греминой и Угарова – их удивительный переход от исторических, стилизаторских пьес, часто в традициях «поствампиловской школы», к документальному театру и вербатиму. От вымысла к социальной трибуне. От литературного романтизма к политическому театру, от любви к МХАТу к «чернухе» Дока. «Гремина и Угаров будут работать с документами современности, также как с текстами Чехова и Гончарова», - пишет Липовецкий. И формулирует следствие этого парадокса, манифест идеологов Театра. doc – отказ от гармонии и преодоления боли, депрессивности. Напротив, постулировалось только ее обнажение. Для Михаила Угарова отказ от компромиссов означал единственно верный путь к «пробуждению в человеке потребности в свободе». Это он ставил для Театра.doc основной морально-эстетической задачей.

«Это было необыкновенное чувство счастья, немыслимая новизна и литературный блеск, от которого невозможно было дышать», - вспоминала о своем первом знакомстве с пьесами Михаила Угарова на презентации драматург Ольга Михайлова. «Русская драматургия искусством осталась и в первую очередь благодаря пьесам Греминой и Угарова, это совершенно новаторская драматургия. Общая эстетическая основа, которая у них была, не делала их пьесы похожими, у них совершенно разные пьесы по атмосфере, отношению героя к жизни. Пьесы Лены – всегда о счастье. «Может ли быть кто-то быть несчастлив там, в Тамбове, Рязани, Пензе» (это из ее пьесы). Или ее героиня говорит: «Я была счастлива, я есть счастлива, я буду счастлива». У нее счастье может быть даже на каторжном Сахалине. У Миши же внешний мир враждебен человеку, его герой прячется от мира. Если у Лены герой в конце умирал, и другие герои страдали, страдали и мы, зрители. То Миша нам говорил, что, если на последнее странице герой попал под поезд, это хороший конец, а если жил-жил и ничего не менялось, вот это ужас! Они были разными, эти две половины мужского и женского взгляда на мир, но, соединяясь, создавали объем человеческой дущи и человеческого духа».

«Миша рассказывал о своей встрече с Леной, он говорил о том, что сначала их роман был в текстах», – поделилась режиссер Варвара Фаэр. «Они читали тексты друг друга, еще не будучи знакомы. И встретились они в Щелыково. И там выяснилось, что напротив него сидит та самая женщина, пьесами которой он восхищался, а напротив нее – тот самый мужчина. Это была сразу возникшая потрясающая приязнь. Счастье, которое между ними случилось в 1999 году и продолжалось 19 лет, мне кажется, и родило Театр.doc. Это направление родилось от желания поделиться этим счастьем, энергией, ведь они были невероятно альтруистичны. Они всегда были против того, чтобы ставить в Театре.doc свои пьесы. Но сейчас у меня нет сомнения, что их пьесы будут много ставить. Потому что их слава уже не опасна».

В этот месяц памяти - Михаил Угаров ушел из жизни 1 апреля 2018 года - в Москве можно увидеть новые постановки его пьес. Молодежный театр (РАМТ) выпустил премьеру «Оборванца» (режиссер – Владимир Мирзоев), в Центре Мейерхольда играют премьерный спектакль «Море. Сосны» (режиссер – Саша Денисова). Самое ожидаемое событие - официальное открытие новой площадки театра Михаила Угарова и Елены Греминой «DOC на острове», которое состоится 12 апреля. Сцена расположена по адресу Садовническая набережная, 69.



оригинальный адрес статьи

Пресса