Театральная компания ЗМ

Пресса

14 марта 2009

Маскарад по старинке

Дмитрий Ренанский | Золотая Маска №1/2009


В русском балете двадцать первый век начался с эпидемии аутентизма. До нашей танцевальной сцены она докатилась с легкой руки мариинца Сергея Вихарева, самого авторитетного отечественного старинщика от балета. Уже который год подряд он доблестно раскапывает архивные завалы в России и расшифровывает манускрипты из заокеанских запасников. Итоги этих разборок - очищенные от патины веков и вольного творчества потомков “Спящая красавица” и “Баядерка” в Мариинке плюс новосибирская “Коппелия” - неизменно становятся предметом споров среди любителей и балетных профи – балетная братия консервативна до жути. На вопрос о том, не тяжело ли быть главным идеологом русской балетной аутентики, господин Вихарев только отшучивается – аутентизм, мол, очень опасное слово – но успешно движется вперед.


Под занавес на нынешнем фестивале балета “Мариинский” покажут очередную реставрированную премьеру - “Карнавал” Михаила Фокина. Этот название вошло во все балетные хрестоматии: Коломбину на премьере танцевала Тамара Карсавина, Бабочку – молодая Бронислава Нижинская, роль Пьеро и вовсе досталась Всеволоду Мейерхольду. На фоне засилья “Жизелей” и “Раймонд” подчеркнуто пантомимный “Карнавал” смотрелся по тем временам чистым авангардом. Желание танцевать по-новому среди петербургских этуалей было настолько велико, что мариинские артисты не убоялись большого штрафа – контракт запрещал им танцевать в течение сезона в других театрах. А импульс к появлению “Карнавала” был вполне тривиальным: в 1910 году хореографу заказали спектакль для ежегодного благотворительного костюмированного бала: за три дня Фокин сочинил балет-пантомиму, вдохновившись фортепианным опусом Роберта Шумана: у композитора за карнавальными масками легко различим биографический подтекст, начисто отсутствующий в по-балетному условном сценарии. После шумного премьерного успеха Дягилев триумфально вывез спектакль Фокина в Париж и Берлин, а в 1911 году его впервые станцевали и в Мариинке. Сегодняшнее возвращение спектакля в репертуар выглядит почти неизбежным: так уж повелось, что переживавший все эпохи “Карнавал” всплывал на мариинской сцене примерно раз в четверть века. Исчезнувший после революции спектакль возобновляли в 1935 году, после войны в 1962 и 1982 году к хореографии Фокина крепко приложил руку главный петербургский идеолог советского балета Константин Сергеев.


Обращаться к хореографии Михаила Фокина и к “Карнавалу” Сергею Вихареву не впервой: на мариинской сцене он уже успешно реанимировал “Петрушку”, а в Новосибирске ставил и “Шопениану” с “Шехеразадой”, и “Карнавал”. Из двух вариантов сценографии Льва Бакста - по-балетному привычной террасы с мариинской премьеры и роскошного задника для “Русских сезонов” - не первый год работающий в тандеме с Вихаревым художник Михаил Шишлянников будет восстанавливать последний. На премьере “Карнавал” пойдет в один вечер с предыдущим опусом господина Вихарева, прошлогодним “Пробуждением Флоры” – ничего более пленительного, чем этот поздний опус Мариуса Петипа на петербургской сцене не показывали уже давно. В рамках одной программы смена эпох станет особенно зримой: “Карнавал” был поставлен Фокиным аккурат в год смерти Петипа. Правда, господин Вихарев и здесь сумеет повернуть время вспять: сначала будет модерновый “Карнавал”, а уж потом – императорски-лощеная “Флора”.


оригинальный адрес статьи