Театральная компания ЗМ

Пресса

14 марта 2009

Вас называют бунтаркой...

беседу ведет Катя Павлова | Золотая Маска №1/2009


В 2008 году Наталья Осипова получила "Золотую Маску" за партию в балете Твайлы Тарп "В комнате наверху". В этом году балерина отмечена в номинации на лучшую женскую роль за партию Жанны в балете "Пламя Парижа" Алексея Ратманского и за партию Сильфиды в одноименной постановке Йохана Кобборга.



Вас называют бунтаркой, одни хвалят, другие - обвиняют в том, что делаете все по-своему? Вы с этим согласны? Чем вы объясняете такие отзывы?



Наверное, это от того, что я не вписываюсь в канонические рамки классической балерины. В каждой роли для меня самым главным становится донести до зрителя именно свою историю. Каждый балет я в первую очередь проживаю для себя. И я хочу поделиться со зрителем тем, как я сама его чувствую. Иногда приходится для этого использовать краски, которые не были заложены в этом спектакле. Но я считаю, что это правильный путь, потому что, если я выйду в роли так, как это делают все, это буду уже не я. Иногда что-то меняю, позволяю себе больше эмоций. Это всегда производит двоякий эффект — кто-то от этого в восторге, а кто-то категорически не принимает, считая, что в классике так работать нельзя. Но это моя правда…



Классический танец — современный балет, современный танец. Для вас это жанры со строгими рамками или единая стихия танца?




Классику и современный балет я для себя разграничиваю. Даже если я многое себе позволяю в классике, я всегда понимаю, что нельзя отключить голову и работать только на эмоциях. Потому что в балетах «Спящая красавица» или «Лебединое озеро» нельзя выходить за рамки, надо иметь вкус, чувство стиля и понимать что хорошо, а что плохо.

Современный балет для меня — это отсутствие рамок. В нем я могу идти за своим внутренним миром, свое желанием, своей экспрессией. Чаще всего современный балет бессюжетен, это рассказ о человеческих эмоциях, который находит свои образы в музыке. Артист получает огромное удовольствие именно от того, что он может себя не сдерживать. Для меня очень важна возможность танцевать и классику, и современную хореографию.



Расскажите про партию Сильфиды. Как вы готовили эту роль, что вас вдохновляло?



Я думаю, что «Сильфида» - одна из моих самых удачных ролей. Я понимала, насколько сложно будет для меня с моими нестандартными для классической балерины данными найти подход к этой партии. Мне очень помог Йохан Кобборг, который приехал ставить этот спектакль. Он еще раз подтвердил мои мысли о том, что никогда не надо никого копировать, пытаться создавать то, к чему привыкли -надо идти от своего нутра. Для него самым главным была мысль, контакт, человеческие отношения. И, на мой взгляд, балет получился не столько романтический, сколько жизненный. Я не пыталась сделать из своей партии гравюру XIX века, скорее я пыталась изобразить реалистичную героиню - очень красивую женщину, которой увлекся мужчина. Поэтому мы делали акцент на психологических отношениях. И на природные данные, которые я могу раскрыть в этом спектакле — большой прыжок, легкость.



А «Пламя Парижа»?



А роль в этом спектакле как будто создана специально для меня. Это сумасшедшая девица, с темпераментом через край. Интересно почувствовать себя героиней, за которой идет толпа. К тому же, когда ставили спектакль, атмосфера была удивительная. Ни в одном другом спектакле я не чувствовала себя так: как рыба в воде.



А какие ваши самые сильные зрительские впечатления? У вас есть кумиры?



У меня многие вызывают восхищение. Я могу однозначно сказать, что мне нравятся сильные, энергичные люди. Идеальное исполнение не так важно, когда у артиста есть посыл, эмоция, энергия. Меня это в первую очередь очень подкупает. Я могу назвать огромное количество людей: Пиаф, например.

Я очень люблю умные и сильные фильмы, после которых хочется пересматривать свои позиции в жизни. Недавно посмотрела фильм «Пианист» Романа Полански и почувствовала, что во мне что-то перевернулось от этого фильма. Когда бываю за границей, стараюсь не упускать возможность сходить в музей и в театр.

Я думаю, надо стремиться к тому, чтобы люди понимали тебя. Балет прежде всего — это абсолютная красота во всем, и многие люди приходят посмотреть на эту красоту, на благородные чувства. Но есть зритель, который приходит за эмоциями, и вот тут одной красоты становится недостаточно.



оригинальный адрес статьи