Театральная компания ЗМ

Пресса

30 марта 2009

Люди, куклы и привидения

Ольга Романцова | Газета

В пятницу, 27 марта, конкурсная программа фестиваля «Золотая маска» открылась спектаклем «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова (кукольный театр «Огниво», Мытищи). Открытию фестиваля добавили торжественности еще два спектакля, показанные в тот же день во внеконкурсной программе: «Латышская любовь» режиссера Алвиса Херманиса и «Last Touch First» хореографа Иржи Килиана. Постановщики всех спектаклей использовали реалистическую, жизненную ситуацию как отправную точку для работы. Но в итоге пришли к прямо противоположным результатам.



Импульсом для создания спектакля «Латышская любовь» Херманиса (Новый рижский театр, программа «Маска плюс») стали газетные объявления в разделах «Знакомства». Заинтересовавшись, что за люди скрываются за скупыми, лаконичными строчками, актеры придумали их внешний вид, биографии и сочинили диалоги. Получилось 13 независимых эпизодов, в промежутках между которыми актеры читают объявления и письма, двое музыкантов играют на электрогитаре и синтезаторе, а на экране показывают бессистемную видеосъемку.


Герои встречаются в условиях, максимально приближенных к реальности: на сцену выносят плакаты-фотографии с интерьером квартиры, кабинета или морского пейзажа. Любовь в спектакле ищут люди разного возраста и сексуальной ориентации, что позволяет актерам демонстрировать чудеса перевоплощения.


Однако документальные подробности на сцене хороши, когда их удается переосмыслить и превратить в факт искусства. А этого эффекта рижанам удавалось добиться далеко не всегда, и спектакль получился очень неровным.


Режиссер Олег Жюгжда, поставивший «Вишневый сад» в кукольном театре «Огниво», превратил чеховскую историю в фантастическую сказку о любви человека Лопахина к кукле Раневской и о его попытке спасти ее игрушечный мир. Для этого режиссер заметно сократил авторский текст и задействовал в спектакле кроме кукол разного размера живых актеров. Людям достались роли наиболее материалистичных персонажей - Лопахина, Яши, Дуняши, Епиходова. И общего языка они в спектакле не находят. Куклы в «Вишневом саде» тоже делятся на несколько разновидностей: Раневская и Гаев - огромные, почти в человеческий рост, как в японском театре бунраку, Аня и Петя - маленькие куколки, умещающиеся на планшете, а переживающий за всех Фирс - подвижная марионетка.


Хореограф Иржи Килиан (чех по происхождению и гражданин мира по внутренней сути) показал, какие тайны может скрывать обыденная реальность. Его спектакль в спектакле «Last Touch First», поставленный для танцовщиков-ветеранов Нидерландского театра танца, начинается как чеховская пьеса.


Компания людей в костюмах начала XX века коротает вечер: двое мужчин играют в карты, девушка читает книгу и флиртует с поклонником, пожилая леди выпивает, женщина в черном стоит у двери. Но каждое движение выполняется предельно медленно, как в съемке рапидом. Этот темп превращает бытовую пластику в символическую, а порой и в абсурдную, лишает ее смысла. А в моменты, когда герои дают волю подспудным желаниям - запихать страницу другому в глотку, залезть женщине под юбку или кого-нибудь придушить, - они выглядят как зловещие призраки, которые перенеслись на сцену из какого-нибудь фильма ужасов.



оригинальный адрес статьи