Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2009

Новая опера на старый сюжет

беседовала Ангелина Гаврилюк | "Золотая Маска" №2/2009


Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) участвует в фестивале «Золотая маска» впервые. Опера «Александр Македонский», созданная на основе рассказа основоположника якутской литературы Платона Ойунского, сразу получила номинации почти во всех категориях. На вопросы «ЗМ» ответила солистка, исполнительница главной женской роли Анастасия Мухина.

Это первая современная опера в вашем театре?



Это первая современная опера крупного российского композитора. Такое событие у нас действительно впервые. Но раньше на сцене нашего театра ставились произведения современных якутских композиторов на национальные сюжеты. Как оперы, так и балеты. Также в репертуаре есть балет «Принцесса Луны» на музыку современного композитора Шандора Каллоша.



Что дало театру обращение к современной опере?



Сегодня все российские театры обращаются к современным композиторам. И все по одной причине: они хотят ставить именно новые произведения, обогащая тем самым театральный репертуар. Работать с современными композиторами очень интересно: мы сейчас вместе создаем нечто совершенно новое. Это сложно, но интересно. Преодоление трудностей, связанных с новыми средствами выражения, постижение каких-то новых граней дает интенсивное развитие творчеству. К тому же исполнение современной музыки помогает лучше, больше понять классические произведения.



Ваш репертуар составляли в основном классические произведения. И теперь вот современная опера. Каковы ваши ощущения от работы с современной музыкой?

Главное отличие от классики – это то, что современную оперу исполнять сложнее. В музыкальном материале есть свои сложности как в ритмическом плане, так и в музыкальной подаче. Там могут быть какие-то сумасшедшие скачки или смены ритмов. В классике же уже все ясно. Эта же опера исполняется впервые. Но для меня это была очень интересная работа и с музыкой, и с литературным материалом.



Насколько литературная основа помогла вам в работе над образом?


В рассказе «Александр Македонский» девушки Мидии, которая есть в опере, нет. Она погибает вместе со своей семьей при захвате ее страны. Поэтому провести параллель с литературным прообразом не получилось. Но в работе над образом я опиралась на другие персонажи рассказа. Дело в том, что когда писали либретто, линию Мидии продолжили, отталкиваясь от образа Великого царя-государя старца Солона, бывшего властителя страны Мидии, отца убиенной девушки, который и поведал Александру Македонскому правду. Вот на него-то я главным образом и ориентировалась.


В начале работы я отталкивалась от музыкального материала. Но уже на следующем этапе этого стало недостаточно. И литературная основа приобрела большее значение. Сейчас, в процессе доработки, когда мое понимание становится более глубоким, мне больше помогает литература. Я заново открываю для себя нашего писателя Платона Ойунского, пытаюсь понять, почему именно личность этого завоевателя привлекла его, изучаю историю Александра Македонского.

Но в спектакле не акцентируется внимание на историчности.


Правильно. Ведь мы говорим о сегодняшнем дне, о том, какие сейчас существуют проблемы во всем мире. Я скажу больше, хотя это может не совпасть с мнением создателей спектакля: на мой взгляд, этот спектакль про одну из заповедей, данных человечеству. Александр Македонский, завоевывая страны, убивал людей, стирал с лица земли целые поселения и города. Все это время он задается вопросом: в чем смысл жизни. С помощью своего учителя и влияния девушки Мидии он находит ответ. Он понимает, что не прав. Достигнув таким образом славы и величия и став царем, он не постиг человеческого счастья. В этом его трагедия. Он это осознает, и эти мысли доставляют ему невыносимые страдания и доводят до смерти.



Взаимоотношения Мидии с Александром складываются крайне трагически. Несмотря на взаимную любовь, она отказывается от брака и решается на смерть. Как вы оправдываете для себя поступок своей героини?


Когда Македонский завоевал ее страну, убив царя, то Мидия, поскольку она была дочерью царя, взяла на себя ту ответственность, которую нес ее отец. Она уже проявила мужество, отомстив убийцам отца. Она чувствует себя царицей, ответственной за судьбу своей страны, поэтому не может позволить опозорить себя, подчинившись захватчикам ее родины. Но столкнувшись с Александром Македонским, неожиданно для себя самой она поддается его мужскому влиянию. Несмотря на то, что она восхищается его человеческими качествами, она не забывает о своем долге. Она не может покориться завоевателю ни как царица, ни как женщина. Убив себя, она бросает вызов тирану, открывая ему глаза на то, что он не прав.



оригинальный адрес статьи