Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2009

В поисках свободы

Николай Берман | "Золотая Маска" №2/2009

Полина Агуреева была номинирована на «Золотую маску» уже дважды – за роль Полины Михеевой в «Одной абсолютно счастливой деревне» Петра Фоменко и моноспектакль Виктора Рыжакова «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева (театр «Практика»). Лариса в «Бесприданнице» стала синтезом этих двух работ.



Героиня «Одной абсолютно счастливой деревни» превращается из босоногой девчонки в измученную войной женщину в тяжелых сапогах, потерявшую мужа. И все же находит новую любовь, возвращаясь к деревенской идиллии. Переживания в спектакле сдобрены иронией, а светлый финал неизбежен в его почти игрушечном мире.
«Июль» стал для Агуреевой бегством из абсолютно счастливой деревни. Ее герой – 63-летний маньяк, убивающий всех, кто встает у него пути и съедающий ту, кого любит. Актриса не играет своего персонажа и не пытается в него вжиться, она читает его текст, доходя иногда до экстатического неистовства, выказывая безграничную свободу, не знающую добра и зла, совершая яростный бунт против Бога и созданного им мира.


Эту разрушительную энергию Агуреева привнесла в «Бесприданницу». В ее Ларисе нет-нет да и промелькнет демоническое начало, а жгучее желание любить сопрягается со стремлением вырваться за пределы своего окружения, обрести свободу, родственную вырыпаевской. Город Бряхимов у Фоменко похож на Калинов из «Грозы» – в пространстве разлит тягучий зной; массивная деревянная конструкция словно придавливает всех к земле. Даже цыганки здесь вяло-расслабленные, как бы прирученные удушливым климатом. Фоменко идет вопреки традиции, развенчивая всех героев пьесы, кроме Ларисы. Она одинока в царстве голого цинизма. Среди мнимых цыганок она – единственная подлинная. Она в постоянном движении, мечется по сцене, не находя себе места. А иногда вдруг застывает, впиваясь взглядом в пустоту. На Паратова смотрит почти ненавистно – и отводит глаза. Выстанывает: «Надо бежать». А затем прижимается носом к его подбородку, глядит на него мучительно, вмиг забывая все обиды.
Ей действительно надо бежать. Любовь – единственная ее надежда. Она не может петь романс из пьесы, «Уж я не верую в любовь». Ее песня – «Расскажи, бродяга, чей ты родом», о неприкаянности души и тоске по воле. Уезжая с Паратовым, она чувствует себя победительницей. Обращается к нему властно. Глядит на него дерзко, изничтожая колдовскими глазами. А он боязливо выдавливает: «Я обручен». И тут кончается ее жизнь. В бессилии она опускается на сцену и впадает в тихое помешательство. Напевает: «Петушки-ай-золотые-гребешки», так, что слов не разобрать, песня становится плачем. Но собирается с силами, чтобы, крича на Карандышева, выплеснуть всю ненависть и презрение к этому миру. А с выстрелом снова преображается. Последние слова произносит как бы после смерти, стоя в луче света, ликующе. За порогом жизни обретает счастье - но, умирая, уносит за собой весь ее смысл. И одеревенелый Карандышев куда-то тащит за руку мертвое тело.

В финале «Трех сестер» Фоменко героини говорили «Надо жить», и им хотелось верить. В финале «Бесприданницы» Агуреева-Лариса говорит: «Вам надо жить», и жить не хочется в мире, где ей жить – не надо.


оригинальный адрес статьи