Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2009

Создавать новое

беседовала Мария Семендяева | "Золотая Маска" №2/2009

Как вы считаете, чем вызван успех «Красоты в движении»?

Причин успеха много, но самая главная причина это личность артиста, балерины Дианы Вишневой. Случай сам по себе беспрецедентный, когда на одну балерину сразу три хореографа сделали индивидуальные работы, используя ее талант танцовщицы и актрисы. Диана уникальная балерина, открытая для всего нового, бесстрашная, смелая, ничего не боится, все ей интересно, все хочется попробовать, пока молодая и в расцвете сил. Ведь ее можно увидеть и в традиционном классическом репертуаре, и вот вам реальная возможность, посмотрев проект «Красота в движении», понять насколько широк ее артистический диапазон. Он не имеет границ. Все три хореографа проекта и Алексей Ратманский, и Мозес Пендлтон (Moses Pendleton), и Дуайт Роден (Dwight Rhoden) представляют не только разные поколения артистов, но и совершенно разные по своим художественным принципам и стилю в современном балете. Однако вместе в таком проекте ни одна из работ не потеряла своей ценности и не затерялась, а достойно заняла свое место и очень органично раскрыла новые грани таланта балерины. Другая причина, возможно, - успех нашего предыдущего проекта, мужского, «Короли танца», который, естественно, вызвал много вопросов, среди которых был и вопрос: а будут ли нами подобные проекты продолжены? Но на момент показа «Королей танца» в Москве у нас уже был запущен в производство проект с Дианой.



Почему в России так мало подобных проектов?



Мне на самом деле трудно ответить на этот вопрос. Может, потому что никто не хочет рисковать, мне ведь так и не удалось найти поддержку проекта в России, как я ни старался. Хотя Валерий Гергиев поддержал нас с самого начала, поэтому у нас такие мощные творческие силы Мариинского театра заняты в проекте, артисты оперы, балета, оркестра, и сегодня проект уже вошел в репертуар театра. Возможно те, кто в Росии в этом бизнесе, считает, что легче собрать сборную солянку из известных и не очень артистов балета, найти достойную «шапку» и гонять это дело за большие деньги. Я не осуждаю этих людей, просто это совсем другой бизнес, и мне это не интересно. А зрителям в России это нравится. Хотя мне кажется, что именно в России такие проекты должны создаваться - ну сколько можно заниматься реставрацией, пора уже творить самим.


Самое главное, что в России есть все условия для того, чтобы подобные проекты создавались, творческий потенциал коллоссальный, я уже два года бьюсь, чтобы наш следующий проект поменял свою географию и был создан именно в России, но пока для его создания открыты Калифорния, Нью-Йорк и даже Монако, только не Москва. Я повторяю, к сожалению.



Почему Вы решили работать с Дианой Вишневой?

Я тут ничего не решал, на самом деле мы с Дианой сотрудничаем с 1995 года, когда она только пришла в Мариинский театр. Все эти годы мы мечтали, что когда-нибудь мы сделаем вместе что-то такое, и, как видите, понадобилось много лет, чтобы возникли благоприятные условия, да и сама Диана за эти годы стала балериной с мировым именем. Ведь создание проекта именно в Америке тоже не случайно, она там знаменита, и по работе с труппой Американского Балетного Театра, и по выступления с балетной труппой Мариинского театра. Не случайно, что именно в Америке мне удалось издать книгу о Диане с таким же названием, как и проект «Красота в движении» на английском языке - фактически таким образом подвели итог ее творческой жизни до 2008 года. Хотя теперь понимаем, что только за последние два сезона собрался материал еще на одну книгу. Вот какой она трудоголик.



Какова мера вашего участия в выборе программы для «Красоты в движении»?


Это творческий процесс. Поверьте, что мы пробовали разные варианты, и на самом деле сразу после премьеры «Красоты в движении» можно было начать новый проект - так много нам не удалось сделать в первом проекте. Естественно, все вопросы согласовывались с Дианой, и она пробовала, не ленилась, прилетала в Нью-Йорк, репетировала, искала то, что могло бы выразить ее художественную индивидуальность. Ведь ни Мозес, ни Дуайт никогда с ней не работали, нужен был период, чтобы узнать друг друга, мы потратили на подготовительный период очень много времени. А что касается Алексея Ратманского, то его опыт работы с Дианой как раз и помог убедить всех в том, что именно «Лунный Пьеро» в таком проекте прозвучит, ибо Диана будет совершенно не такой, какой ее привыкли видеть зрители.



Как сложится дальнейшая судьба этого проекта, повлиял ли кризис на
ваши планы относительно его будущего?



Я очень рад, что проект, благодаря пониманию Валерия Гергиева, приобрел постоянную крышу – Мариинский театр, где теперь будет идти в репертуаре театра. С другой стороны, мы получили много приглашений от моих коллег из разных стран. Уже на фестивале «Золотая Маска» в Москве мы покажем новых исполнителей рядом с Дианой, что свидетельствует о том, что у нас будет несколько составов исполнителей, и таким образом прокатные планы проекта и самого Мариинского театра не будут конфликтовать.



Что привело вас в балет, изменилось ли ваше отношение к нему с тех пор, как вы лучше узнали этот мир, и что сегодня определяет ваши интересы?



Привело любопытство. Поскольку театр музыкальный нам в ГИТИСе преподавался не самым активным образом, желание узнать и, самое главное, понять его было одним из важнейших обстоятельств. Безусловно, все, что было связано с Дягилевым и Русскими сезонами - но пришло это уже позже, в первые годы работы в Америке. Ведь мы уже 15 лет работаем на рынке, где существуют десятилетиями сложившиеся законы бизнеса в сфере исполнительтских искусств. Понять это, найти свое место, поверьте, было делом не из легких. И именно балет как доступная форма исполнительского искусства для самых широких масс оказался тем самым важнейшим из искусств, которому, я вовремя понял, надо себя посвятить. Безусловно, я лучше узнал балетный мир, мы очень интересно работали с такими гигантами, как Большой и Мариинский, нашими усилиями американский зритель узнал творчество Бориса Эйфмана и его артистов, мы сотрудничаем с крупнейшими западными компаниями – балетной труппой La Scala, Лондонским и Датским Королевским балетом, Американским балетным театром и нью-йоркcким City Ballet, балетными труппами Берлина и Монте Карло, Национальный балетом Канады. Только в проекте «Короли танца» были задействованы артисты и хореографы 15 национальностей из 12 стран и трупп мира.

Два уникальных проекта – «Короли танца» и «Диана Вишнева: красота в движении» уже живут своей жизнью. Мы готовимся в мае показать наш новый проект, который как раз выполнен по принципу сборной солянки, но даже там есть столько нового, что не каждый гала-концерт артистов балета может этим похвастаться. Этот проект называется «Tour de Force», и пройдет он в Калифорнии, где никогда до этого подобного рода проекта не было - поэтому есть шанс, что этот проект тоже будет иметь хорошее будущее. Заглядывая далеко вперед, хочу надеяться, что, несмотря на все экономические трудности, нам удастся реализовать в 2010 году проект с молодыми балеринами из России, Испании, США, Кубы именно в Москве. А пока «Короли танца» вовращаются в Москву в ноябре 2009 года в новом составе и с новой программой, вот в этой плоскости и лежат наши интересы – создавать новое, интересное, как для артистов, так и для зрителей, что останется в их памяти на долгие годы.


оригинальный адрес статьи